Корпорация Computer Associates, к примеру, развивает технологию нейроагентов Neugents, которая будет применяться совместно с платформой управления Unicenter TNG. Технология Neugents позволяет прогнозировать вероятность различных изменений состояния сети с заданной точностью.
Другие производители ПО, в частности Novell и Tivoli Systems, также используют агентов в своих системах управления.
Одноименная система управления корпоративными информационными системами компании Tivoli включает в себя «коррелирующие механизмы», которые сравнивают наборы данных, собранные агентами или другими инструментами. Кроме того, эти механизмы можно запрограммировать так, чтобы они реагировали на конкретное событие определенным образом.
Агенты HP MeasureWare используют более традиционный подход. В рамках платформы управления HP OpenView они рассылают уведомления о различных событиях в тех случаях, когда выполняются заранее установленные условия контроля или достигаются пороговые значения.
Поскольку агенты очень гибки и способны вести широчайший контроль и мониторинг, а также выполнять проактивные действия, производители платформ управления стремятся использовать технологии агентов на самых различных уровнях.
«До появления агентов возможности наблюдения за поведением информационных систем были крайне ограничены, - отметил Соррелл Дженкинс из Brigham Young University. - Теперь же центральный монитор системы позволяет нам узнать как причину, так и последствия возникшей ошибки, и мы можем предпринимать какие-то упреждающие действия. Крайне полезно заблаговременно узнать о назревающей проблеме».
CA завершит создание основ технологии Neugents в 1999 году. Новая технология позволит осуществлять развернутый мониторинг сети параллельно с некоторой аналитической обработкой, прогнозировать возможное изменение ее состояния, а также проверять наличие вирусов и управлять распределением полосы пропускания. Unicenter использует уже накопленные данные о производительности системы с тем, чтобы предоставить Neugents шаблоны, с помощью которых агенты могут рассчитывать производительность; определять круг возможных проблем; выяснять вероятность возникновения ошибки; рассылать предупреждения, запросы на обслуживание и устранение предполагаемых неисправностей.
«Агент Unicenter TNG, использующий накопленные данные о производительности, получает 'срез' данных, к примеру, каждые пять минут, - объясняет Стив Манн, вице-президент CA. - На основе информации, собранной, скажем, за две недели, алгоритмы нейронной сети позволяют выявить шаблоны. Система изначально имеет базовые знания, позволяющие определить, какие из состояний 'плохие', а какие 'хорошие'. После того как шаблоны выявлены, создается профиль, и затем Unicenter с помощью средств автоматического распространения программ развертывает Neugents в системе, которую те будут контролировать».
CA уже выпускает Neugents для серверов и настольных систем с Windows NT и в этом году намерена подготовить версии для Unix и других платформ.
В CA и Tivoli отводят агентам важную роль в автоматизации управления сетью, но по-разному оценивают дополнительную нагрузку в сети, которая возникает как следствие использования этой технологии.
«Когда вы добавляете к уже имеющимся информационным средам еще один программный компонент, он должен быть достаточно 'легким', чтобы не увеличить нагрузку на систему», - считает Манн.
Для того чтобы сохранить легковесность своих агентов Tivoli Management Agent, Tivoli связывает их со «шлюзовыми» серверами, содержащими данные, которые могут использоваться агентами при запросах на обслуживание в ситуациях, когда выполняются предопределенные условия. Это «позадачное» управление весьма заинтересовало некоторых аналитиков.
«Один из замечательных моментов, которые использует Tivoli, состоит в том, что в самом начале агенты 'получают' лишь часть функциональности, а остальное со шлюзового сервера будет загружаться по мере необходимости», - подчеркнула Жасмин Ноэл, системный аналитик D.H. Brown Associates.
С другой стороны, в управлении сетями возрастает роль Java. Компания Hewlett-Packard использует Java-компоненты в рамках технологии агентов MeasureWare, отвечающих за мониторинг функциональности и производительности системы. В свою очередь Tivoli, как отметил Том Бишоп, технический директор этой компании, намерена в течение ближайших нескольких лет переработать свои платформы управления таким образом, чтобы полностью перевести их на Java.
«Со временем это позволит нам свободно обменивать программные агенты на компьютерах, подсоединенных к Internet», - подчеркнул Бишоп.
В то же время Novell работает с Lucent Technologies, Nortel Networks и Cisco Systems над созданием Java-агентов, предназначенных для управления и удаленного конфигурирования маршрутизаторов и коммутаторов в рамках службы каталогов NDS. Данная технология, которая должна быть создана в этом году, сможет найти применение в ПО управления системами Novell и Tivoli.
«Java - это посредник между устройствами и NDS, - считает Майкл Симпсон, директор по маркетингу Novell. - Мы можем определить в каталоге такие объекты, как маршрутизатор. Тогда в дальнейшем Java-агенты будут рассматривать их как FTP-серверы, извлекая информацию из NDS и наполняя устройства данными о конфигурациях, именах и IP-адресах».
Несмотря на амбициозные планы CA в отношении агентов, Манн признал, что без участия человека в управлении сетью пока не обойтись. «Мы хотим, чтобы все больше вопросов и проблем решались сами собой. Но я не верю, что данную технологию можно усовершенствовать до такой степени; вмешательство человека будет нужно всегда», - заметил он.
Методы искусственного интеллекта и объектная технология тоже нашли отражение в агентах управления сетями и системами.
Агенты могут быть какими угодно, начиная от «тупых», то есть выполняющих одну-единственную функцию и размещающихся в конкретной точке сети, до «интеллектуальных» - мобильных, способных осуществлять проактивное управление. Наиболее «умные» агенты, как отмечают аналитики, способны взаимодействовать с другими агентами и адаптироваться к условиям в сети, а также выполнять автономные, упреждающие задачи.