Специалисты GartnerGroup, с легкой руки которых в наш лексикон вошло понятие «общая стоимость владения» (total cost of ownership, TCO), стали авторами еще одного выражения - «предприятие с нулевой задержкой».

Выражение «нулевая задержка» уже многие годы используется в области сетевых технологий для характеристики маршрутизаторов, которые продвигают пакеты данных без каких-либо пауз. Однако после представленного GartnerGroup на прошедшей в середине октября во Флориде конференции Symposium/ITxpo '98 исследования данный термин, без сомнения, будет широко применяться для обозначения перспективной бизнес-теории.

Руководители информационных служб теперь должны быть готовы к потоку вопросов от директоров своих компаний, успевших прочитать о предприятиях с нулевой задержкой в популярных журналах.

Стратегия предприятия с нулевой задержкой, как охарактеризовал ее Рой Шульте, аналитик GartnerGroup, представляет собой «мгновенный обмен информацией между подразделениями, невзирая на географические, технические и организационные границы, что позволяет добиваться преимуществ в бизнесе».

«Это нечто иное, как 'общая теория поля' в управлении, - заявил Доналд Борон, директор по информационным технологиям компании The Timken, производителя оборудования для тяжелого машиностроения, обратившись в качестве сравнения к физической теории, говорящей о том, что все во вселенной взаимосвязано. - Нулевая задержка может оказаться как высочайшим достижением, так и пустышкой».

Попросту говоря, эта концепция характеризует компании, организовавшие взаимодействие со своими бизнес-партнерами таким образом, что создается возможность обмена информацией в реальном времени и оперативного реагирования на события - от приема заказов до учета задержек, вызванных погодными условиями, - и за счет этого опережая конкурентов.

Корни концепции нулевой задержки можно найти в получивших распространение в начале 90-х годов идей, связанных с клиент-серверной архитектурой и реинжинирингом бизнес-процессов. В этот период многие фирмы упростили свои вертикальные операции и сделали данные доступнее для тех, кто принимает решения. Однако большинство фирм, по мнению Шульте, до сих пор обмениваются информацией с партнерами в пакетном режиме, а не в реальном времени, да и их бизнес-процессы рассчитаны именно на такую реакцию.

Например, банк, которому требуется два дня на то, чтобы перевести средства с накопительного счета на счет, связанный с кредитной карточкой, нельзя назвать предприятием с нулевой задержкой. В этом убежден Том Лаффей, технический директор компании Talarian. Компания Лаффея - один из первых производителей, воспользовавшихся новым термином в маркетинге своего ПО промежуточного слоя, основанного на архитектуре «публикации и подписки».

Приверженцами стратегии нулевой задержки стали трейдеры с Уолл-стрит. Из-за бешеного соперничества, когда успех и неудачу порой разделяют секунды, эти компании на свой страх и риск сами создали передовые, но крайне дорогие системы нулевой задержки.

Однако развивающиеся технологии - такие как Internet, промежуточное ПО обработки транзакций и системы обмена сообщений, равно как и совершенствующиеся аппаратные средства и сетевое оборудование, теперь позволяют многим предприятиям значительно ускорить передачу информации.

«Чтобы добиться нулевой задержки, необходимо применять кэширование, размещая данные максимально близко к пользователю», - считает Ирвинг Владавски-Бергер, генеральный менеджер подразделения Internet Division корпорации IBM.

Gartner не одинока в своем стремлении доказать, что любая организация в состоянии добиться немедленного реагирования на информацию. К примеру, глава Microsoft Билл Гейтс назвал данную концепцию «цифровой нервной системой» (Digital Nervous System).

Но Шульте считает логичным возникновение очередного термина. По его мнению, менеджеры и даже часть технических специалистов не знакомы с современными технологиями, превращающими нулевую задержку из красивой концепции в реальность. По его словам, исторически сложилось так, что на информационные системы мало кто из руководства компаний возлагает особые надежды.

«Люди бизнеса привыкли работать исходя из того, что у вас все равно ничего не получится», - считает Шульте.

Стремясь показать, что нулевая задержка не является прерогативой исключительно Уолл-стрит, Gartner в качестве примера приводит авиакомпанию Delta Airlines, которая с успехом реализует подобную систему.

В рамках двухлетнего проекта Delta поставила задачу связать узконаправленные приложения, в том числе системы резервирования билетов, контроля за полетами, технического обслуживания и составления расписания экипажей, а также сотни разрозненных источников информации с собственной базой данных Flight Legs. Теперь в случае непредвиденных событий, к примеру плохих погодных условий, информация во всех приложениях Delta оперативно обновляется, и подразделения авиакомпании могут быстро реагировать на изменение ситуации.

Фактически получилась система нулевой задержки, которая позволяет сократить время обслуживания самолетов на земле и выполнять больше рейсов при том же числе самолетов.

Руководители информационных служб могут рассчитывать на то, что выражение «нулевая задержка» быстро войдет в маркетинговую терминологию производителей. В компании Talarian утверждают, что именно они первыми реализовали новую концепцию в SmartSockets, своем промежуточном программном обеспечении, поддерживающем модель «публикации и подписки». SmartSockets, как и аналогичная программная система компании Tibco, призвана быстро доставлять данные всем приложениям, зарегистрировавшимся, с тем чтобы их получать.

Год назад производители называли это «технологией принудительной доставки», но данный термин нынче не в моде. Лаффей отмечает, что push-технология всего лишь предусматривает передачу информации в одном направлении и, вероятно, наиболее полезна для индивидуальных пользователей. Концепция же нулевой задержки рассчитана на двусторонний обмен данными (что дает пользователям возможность реагировать на информацию, которую им прислали) и в большей степени адресована корпоративному рынку.

«В технологии нулевой задержки ключевую роль играет производительность. Это уже второе, если не третье поколение систем принудительной доставки», - заметил Лаффей.

Как руководители информационных служб воспринимает идею нулевой задержки? Как и управление знаниями, управление качеством и т. д. - можно подобрать немало других популярных словечек - нулевая задержка описывает подходы к проблеме, рассматриваемой уже долгие годы: совершенствование коммуникаций.


Ждать придется меньше

Компании могут добиться нулевой задержки за счет интеграции критически важных приложений с передачей данных в реальном времени, тем самым помочь сократить время, требуемое для реакции на события, происходящие в деловом мире.

Объем рынка интегрированных приложений (в млн.)
1997 455
2001 2162
Число проектов, связанных с проблемой нулевой задержки (в млн.)
1997 455
2001 2162

Источник: GartnerGroup


Производители берут на вооружение нулевую задержку

Предложенная компанией GartnerGroup концепция «предприятия с нулевой задержкой» предусматривает использование новейших технологических достижений и бизнес-процессов для минимизации сроков передачи информации приложениям и людям, должным на нее отреагировать. В Gartner называют внедрение этой концепции одной из самых важных тенденций в компьютерном мире на ближайшие пять лет.

К технологиям, ориентированным на «предприятия с нулевой задержкой», следует отнести Internet, масштабируемое промежуточное программное обеспечение, более быстрые сети, а также программно-аппаратные платформы, допускающие обработку в оперативной памяти баз данных особо крупных размеров. Но производители в состоянии привязать практически любой свой продукт к новомодной концепции, и именно этим они, похоже, намерены заняться в ближайшее время.

Компания Data View (www.dataviewinc.com) представила DVI Knowledge Suite - основанную на Java программу визуализации данных. Этот инструментарий позволяет организациям связывать изменяющиеся в реальном времени данные и бизнес-правила с графиками, обеспечивая визуальные средства для «расшифровки» данных и более оперативного принятия решений. Система, рассчитанная на 10-15 пользователей, стоит примерно 25 тыс. долл.

Корпорация IBM (www.ibm.com) продемонстрировала новую версию универсального управляющего агента Universal Management Agent, где впервые задействована Common Information Model - объектно-ориентированная среда, позволяющая компаниям удаленно управлять своими системами через Internet. Агент также включает поддержку стандарта Web-Based Enterprise Management, что дает ему возможность работать с созданным Tivoli и Microsoft системами управления, которые позволяют администраторам просматривать все операции с одной консоли.


Нулевая задержка в вопросах и ответах

Что такое нулевая задержка?

Нулевая задержка - способность информационной системы предприятия практически мгновенно реагировать на бизнес-события, особенно в том, что касается обработки транзакций и взаимодействия с потребителями. Это характеризует организацию коммуникаций внутри компании и с ее бизнес-партнерами, обеспечивающую взаимодействие в реальном масштабе времени.

Основные технологии

  • Internet-технологии, в том числе браузеры, протоколы стека TCP/IP и расширяемый язык разметки XML
  • Высокопроизводительные вычислительные системы, в том числе 64-разрядные программно-аппаратные платформы
  • Оперативная память огромной емкости, позволяющая хранить базы данных в памяти для ускорения доступа