и пресс-конференций компаний, как правило, на самой мажорной ноте сообщавших о своих новинках. Безусловно, факт появления на компьютерном рынке нового решения - мощного процессора, нового персонального компьютера на его основе, очень плоского и очень удобного монитора для этого компьютера, замечательного во всех отношениях сервера и так далее и тому подобное - представляет для читателя определенный интерес.
Но гораздо интереснее - подвергнуть сам факт создания новой системы анализу, попытаться понять, что в том или ином продукте действительно принципиально нового, чем он лучше своего предшественника, имеет или нет эта новинка шансы обойти аналогичные системы конкурентов.
Естественно, всякая разработка делается с расчетом на успех. Хотелось бы понять, чем именно в процессе проектирования и производства нового продукта компания подкрепляет свой расчет. В какой момент достигается такая степень профессиональной зрелости и материального благополучия, при которой компания может позволить себе выделить разработку новых систем в отдельную функцию с развитой инфраструктурой. И на чем зиждется уверенность, что определенный объем вложений в данную разработку не только окупится, но и даст реальную прибыль, то есть новинка будет иметь немалый успех у потребителей.
Постоянное совершенствование процессоров, и вообще бурное развитие компьютерных технологий, появление новых игроков на рынке и усиление конкуренции между ними - все эти факторы заставляют компании постоянно выпускать новые системы. Даже добившись большого успеха с тем или иным своим продуктом, производитель не может позволить себе почить на лаврах, поскольку при нынешних темпах движения вперед отрасли рискует отстать от конкурентов и потерять рынок.
Лидеры компьютерной индустрии своими успехами обязаны не только постоянным крупным вложениям в развитие технологий. Для того чтобы разработки принесли компании большую прибыль и укрепили ее марку, необходим специальный бизнес-процесс поддержки инноваций. Этот процесс начинается с определения различных групп потенциальных пользователей, глубокого изучения рынка и выработки новых идей. Результаты всех этих исследований затем трансформируются в конкретные планы, технические и коммерческие операции.
Можно не сомневаться, что в Intel, например, процесс инноваций стоит на прочной основе - ведь эта корпорация с каждым своим новым поколением процессоров заставляет двигаться вперед всю компьютерную индустрию. Помимо значительной прибыли, такой серьезный подход к новым продуктам обеспечивает множество других преимуществ, например возможность установить прочные отношения с лучшими в своей области бизнес-партнерами и сохранить лучшие кадры. Если же система несет в себе какую-либо революционную новизну и при этом имеет коммерческий успех, у нее есть шансы стать, в конечном итоге, новым стандартом и тем самым обеспечить компании большие выгоды на долгосрочную перспективу.
Однако клиенты далеко не всегда знают, что им понадобится в будущем. А разработчики обычно не обладают достаточной информацией, чтобы сосредоточиться на перспективных направлениях развития рынка. Настоящие инновации связаны с риском освоения нового пространства, поиска новых возможностей на рынке, со стремлением удовлетворить еще, возможно, неосознанные желания и скрытые потребности клиентов.
Создание систем, которые несут в себе некую принципиальную новизну, - это первейший способ выделить себя среди других игроков рынка. Это возможность вывести конкуренцию за рамки ценовой войны. Поэтому на инновационный процесс необходимо смотреть как с точки зрения вложений в конкретные новые разработки, так и с точки зрения роста и развития компании в целом.
Итак, процесс создания новых продуктов должен начинаться с выбора четкого стратегического направления. Специальная группа экспертов проводит исследования условий и возможностей рынка, поведения и потребностей клиентов - как нынешних, так и потенциальных, изучает технологические возможности. Для анализа клиентской базы сейчас все шире применяются новейшие информационные средства, такие как хранилища данных и работающие на их основе аналитические системы, в том числе системы интеллектуального анализа данных. Конечная цель такого анализа - поиск «свободного рыночного пространства» для нового продукта. Возможно, новая разработка даже позволит компании перейти в новый для нее сектор рынка.
На этапе анализа нужно уметь не только выбирать из уже реализованных возможностей, но и прогнозировать развитие технологий.
Полученные знания о рынке, клиентах, а также о состоянии и перспективах развития технологий необходимо трансформировать в стратегические задачи и критерии проектирования. Наличие ясных целей, ради которых делается разработка, позволит уже на начальном этапе задать такие параметры нового продукта, как производительность, базовая технология, функциональность, цена, а также основные этапы выпуска. Кроме того, компания сможет детально описать бизнес-модель поддержки нового продукта, включая нововведения в сфере обслуживания и методы дистрибуции.
Создание нового невозможно без специальной программы поддержки новых идей. Компания, заинтересованная в формировании инфраструктуры инноваций, должна позаботиться о творческой атмосфере в своем коллективе. Здесь многое зависит от руководителя - он сам должен быть готов к изменениям своего бизнеса и поощрять к этому подчиненных. В интересах менеджера приветствовать, а не отвергать появление новых идей, возможно, даже создавать условия для их конкуренции. Задача руководителя - выводить сотрудников из привычных рамок работы, учить их распознавать новые возможности рынка и решать привычные задачи новыми методами. Оставляя людям право на ошибки, лидер новой разработки должен уметь вести решительную борьбу со скептиками, способными погубить дело.
Процесс создания новых систем будет эффективнее, если компания поддерживает тесную взаимосвязь со своими клиентами и партнерами. Не ограничиваясь собственными знаниями и опытом, такие организации создают новую культуру отношений с клиентами, учатся их слушать и слышать.
Процесс выбора стратегических партнеров - поставщиков основных комплектующих будущей системы - задача не такая уж тривиальная, если учесть, что конкуренция между ними растет так же, как растет она между производителями самих машин. Скажем, соперники Intel - AMD, Cyrix, Rise и другие - представляют вполне конкурентоспособные процессоры, причем не только для недорогих моделей, но и для высокопроизводительных систем.
Поддержка новых разработок требует постоянных вложений не только в технологии, но и в интеллект. Постоянное обучение сотрудников, грамотная политика набора кадров не менее важны для инноваций, чем анализ рынка и освоение технологических новинок. Кроме того, поиску новых идей может способствовать изучение опыта разных компаний в разных отраслях индустрии.
Очевидно, что любая самая нестандартная и замечательная идея - ничто, если не продуман механизм ее реализации. Здесь начинается самый сложный и самый главный этап процесса создания нового продукта - непосредственная реализация идеи, выработанной с учетом результатов предварительного анализа рынка, технологий и потребительских нужд.
Реализация нового продукта включает в себя поиск дизайнерского решения - собственными силами или с помощью специализирующихся на этом компаний. Компания должна создать эффективный механизм интеграции всех процессов по воплощению придуманной формы в реальный продукт, от эскизной проработки и механического анализа до управления проектом с помощью САПР, быстрого создания прототипов с помощью специальных инструментальных средств и подготовки производственной документации.
Реализация - это и такие достаточно нетривиальные задачи, как подбор названия новому продукту, формирование рекламной политики, продумывание и создание наиболее благоприятных условий для предложения потребителям.
В конце концов, компания с серьезным подходом к новым разработкам, для которой новый продукт есть способ обойти конкурента по принципиальным позициям, средство изменить свой бизнес в лучшую сторону, - создает интегрированную корпоративную среду инноваций, объединяющую рассмотренные выше этапы анализа, выработки новых идей и их воплощения в реальность.
Эффективный процесс разработки новых продуктов, как правило, опирается на корпоративную информационную систему, которая содержит постоянно обновляемую и доступную в параллельном режиме всем заинтересованным участникам информацию об изменяющихся потребностях клиентов, новых возможностях партнеров и поставщиков, о новейших технологиях, проблемах разработчиков и маркетинговых действиях конкурентов. Такая система может включать базу данных с информацией об опыте и умениях сотрудников, поддерживать методы обучения специалистов, реализовывать автоматизированное планирование нагрузки, поддерживать средства распределения заданий и многие другие возможности.
Большая часть нашего материала посвящена крупным российским производителям компьютерной техники. Нам кажется, что ряд отечественных компаний уже достиг той стадии своего развития, когда есть возможности серьезно задуматься о специальной материальной и интеллектуальной поддержке новых разработок. Ведь такие вложения, как мы видим, в конечном итоге дают реальный шанс обойти соперников по принципиальным позициям.