Это уже вторая за сравнительно короткий срок версия продукта (версия 1.0, кроме модуля «Бухгалтерский учет», содержала Справочно-информационную систему; объектно-ориентированную среду разработки электронных форм и отчетов Visual RSL, средства работы с ними и передачи по локальной сети и Internet).
В новой версии УБКМ Справочно-информационная система существенно расширилась, появились новые подсистемы: «Расчет заработной платы», «Поступление товара», «Реализация товара», а также модуль «Исследователь документов».
Последняя подсистема, по мнению ее разработчиков, является новым словом в работе с документами и позволяет сформировать необходимую в каждом отдельном случае структуру хранения и обработки данных. В архивы могут быть включены формы и отчеты, созданные в УБКМ, а также тексты, таблицы, графики и рисунки, выполненные в любых других приложениях.
Новая версия УБКМ дает возможность ведения многомерной бухгалтерской аналитики, что позволяет учитывать наличие и движение средств практически при любом сочетании данных, и имеет более мощные по сравнению с версией 1.0 средства для организации работы «от документа», но в то же время обеспечивает и режимы, ориентированные на ручной ввод операций (работа с журналом операций и проводок, типовые операции, специализированные подсистемы).
Еще одно важное отличие версии 1.10 - трехуровневая система оформления информации «документ - операция - проводка». При этом операция может содержать несколько проводок, что обеспечивает целостность отражения хозяйственных операций в учете.
Справочно-информационная система разработана компанией «Кирилл и Мефодий», что и нашло отражение в названии продукта; содержит учебник и интерактивный сборник контрольных вопросов по бухучету, сборник законодательных и нормативных актов РФ, расшифровку условий Incoterms '90 (условия поставки товаров), советы по взаимодействию с налоговыми органами, экономический словарь, содержащий более 15 тыс. терминов, и справочник по маркетингу.
Хотя УБКМ - это 32-разрядный продукт, способный работать в трехзвенной архитектуре клиент-сервер, он позиционируется как продукт для рынка малых и средних предприятий. Это новая для RSSL ниша - ранее компания ориентировалась на банки и крупные предприятия. При этом, по словам руководителя отдела продаж этой компании Владимира Кузовлева, УБКМ впитала все лучшее из ее известного продукта RS-Balance.
Претендент
Так что же - еще один продукт на рынке бухгалтерского ПО, обладающий собственными узнаваемыми чертами? Генеральный директор RSI Степан Кротовский заявил, что холдинг поставил перед собой цель выйти в лидеры среди производителей программного обеспечения для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий. А рынок малых и средних предприятий выбран в качестве плацдарма, с которого, приближая УБКМ путем ее наращивания к системам управления предприятиями (например, блок финансового анализа деятельности предприятия должен быть готов уже к середине лета этого года), холдинг рассчитывает в перспективе создать «российскую R/3».
Не слишком ли велики амбиции - ведь рынок бухгалтерских программ уже поделен его старожилами? В R-Style приводят в пример Microsoft, которой запоздалый выход на рынок браузеров не помешал добиться на нем успеха.
На чем же базируется уверенность руководства холдинга в счастливой судьбе своего нового продукта? Конечного пользователя, по расчетам стратегов холдинга, должны привлечь его невысокая цена (150 долл.) и то, что при постепенном росте предприятия продукт будет расти вместе с ним, и потребителю не придется в какой-то момент менять привычную бухгалтерскую систему на систему другого производителя (акт, в большинстве случаев требующий чуть ли не реструктуризации предприятия и далеко не в полной мере могущий быть охарактеризован словом «кошмар»). Объявлено, что развитие УБКМ - стратегическое направление деятельности RSSL (разработка идет в сотрудничестве с компанией R-Style Trust).
Линия же развития продукта такова: укомплектование его подсистемой «Банк-клиент», позволяющей работать как с программой RS-Bank, так и другими автоматизированными банковскими системами; обеспечение возможности задания корреспонденции между счетами внутри плана счетов; введение разрешенных и запрещенных проводок; ежедневное ведение остатков по синтетическим счетам; возможность реструктуризации плана счетов и плана объектов учета; более совершенная, чем в RS-Balance, система автоматизации торговли и складского учета; возможность хранения данных в зашифрованном виде; разграничение прав доступа (сервер безопасности), автоматизация работы с основными фондами и «малоценкой» и ряд других.
Должно помочь распространению УБКМ и его внедрение в учебный процесс: переговоры об этом ведутся более чем с 30 учебными заведениями (по одной копии продукта они получат бесплатно), и с марта преподавание УБКМ уже начнется в учебном центре «Профессионал».
Кроме того, по мнению Кротовского, рыночный успех программе должны обеспечить авторитет холдинга на российском компьютерном рынке, совершенство самого продукта при лучшем, чем у других продуктов, соотношении цена/возможности, лучшие, чем у других производителей, условия для партнеров - скидки до 65%, предоставление товарного кредита, информационная поддержка, бесплатное обучение, проведение совместных маркетинговых акций и т. д.
Концепция распространения УБКМ такова: реализацией будут заниматься как все структуры холдинга, занимающиеся продажами собственного ПО RSSL, так и внешняя реселлерская сеть. При этом распространение продукта будет осуществляться партнерами и филиалами компаний холдинга. Что касается реселлеров существующих сегодня программных продуктов, то есть мнение, что многие из них недовольны доминированием на рынке одного бухгалтерского продукта и трудностью конкуренции с франчайзинговой системой «1С», и будут рады «ухватиться» за универсальный продукт, способный по мере своего развития закрыть широкий спектр потребностей предприятий, особенно с учетом весьма выгодных для них финансовых условий. В соответствии со ставшей в последние месяцы привычной для руководителей RSI «боевой» риторикой Кротовский утверждает, что «рынок нужно захватывать ковровыми бомбардировками», и одна из целей холдинга - подключить к распространению УБКМ фирмы, торгующие компьютерами. И хотя в холдинге считают, что компьютер для бухгалтера - это сегодня скорее заявление о намерениях, чем собственно техническое решение, так как создать решение, на 100% удовлетворяющее потребности пользователя, - утопия, тем не менее подумывают о создании «целевого» компьютера для финансовых служб.
Интересно, что в то время, как с июня до конца прошлого года было продано более 700 коробок УБКМ версии 1.0 и создана сеть из более чем 60 дилеров, на 1999 год планируется продать всего 3 тыс. коробок, что явно не согласуется с приведенными выше амбициозными заявлениями о захвате рынка. Однако холдинг запланировал охватить продажами новой версии продукта до 300 городов, довести число дилеров до 600, а число учебных заведений, в учебных планах которых будет фигурировать обучение УБКМ, - до 70, что может рассматриваться как создание плацдарма для резкого наращивания объема продаж в дальнейшем. Суждено ли этим планам осуществиться, и как появление нового продукта повлияет (и повлияет ли) на рынок финансового ПО, - покажет время.
А что думает...
На рынке делового ПО не очень любят давать комментарии, поэтому нам не удалось собрать большего количества официальных отзывов относительно появления на рынке бухгалтерских программ нового серьезного игрока.
Борис Нуралиев, директор «1С»
Фирма «1С» воздерживается от комментариев на материалы, посвященные другим компаниям, если они находятся в рамках закона о рекламе и не содержат конкретных высказываний, порочащих продукцию «1С». Для достижения успеха в секторе экономических программ качественная работа (разработка плюс сопровождение) важнее крутизны и агрессивности.
Людмила Пичугина, директор по маркетингу ЗАО «Интеллект-Сервис»
Компания «Интеллект-Сервис» всегда с вниманием относится к новым разработкам в сфере программного обеспечения бизнес-процессов на предприятиях.
Появление новых программных продуктов - обычный процесс. Каждая фирма стремится представить на выставке что-то новое. Однако практика показывает, что выход нового программного продукта, как правило, не может резко изменить расстановку сил на рынке.
Компании холдинга R-Style широко известны как производители компьютеров и банковского программного обеспечения, бухгалтерских программ. Программный комплекс RS-Balance давно известен и неплохо себя зарекомендовал.
Возможно, через два-три года, когда «Универсальная Бухгалтерия Кирилла и Мефодия» разойдется тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров, эту компанию можно будет рассматривать как серьезного конкурента группе лидеров. А пока желаем ей всяческих успехов.