Борис Нуралиев: "Мы получаем заказ через Internet и выставляем клиенту счет, который оплачивается обычным банковским переводом"
"Весь мир переживает бум электронной коммерции, и мы сделаем все, чтобы электронная торговля как можно скорее пришла в Россию".

Эти слова принадлежат Михаилу Новикову, главе компании Admin из Санкт-Петербурга, которая специализируется на оказании консультационных услуг по технологиям Internet и электронной торговле. В декабре Новиков стал одним из инициаторов создания Российской ассоциации электронной коммерции.

Хотя Россия и богата талантами, способными создавать весьма неплохие узлы электронной коммерции, сам процесс электронной торговли, к сожалению, развивается далеко не столь быстрыми темпами. В этом виноваты больная экономика, низкий процент владельцев кредитных карт, неосведомленность потенциальных клиентов систем электронной торговли.

Только неординарные шаги, революционные действия могут обеспечить российским компаниям конкурентоспособность на мировом рынке.

На сегодняшний день Россия весьма незначительно представлена на рынке электронной коммерции. Точные цифры в ближайшее время будут опубликованы в отчете компании IDC.

Специалисты склонны считать, что количество пользователей Internet в России не превышает одного миллиона человек. Александр Иконников, глава группы CyberPlat коммерческого банка "Платина" (http://www.cyberplat.ru/), полагает, что в России насчитывается менее тысячи узлов электронной коммерции, причем лишь немногие из них могут похвастаться эффективным механизмом доставки информации и хорошей системой обработки интерактивных заказов. Выбор продавцов ограничен, а покупатели пока не готовы платить большие деньги за услуги электронной торговли. В CyberPlat полагают, что российский рынок электронной коммерции не будет приносить сколько-нибудь ощутимых прибылей по крайней мере до 2000 года.



Подавляющее большинство из 7000 клиентов oZone (86%) находятся в России
В компании Reksoft из Санкт-Петербурга российский рынок электронной коммерции оценивают в

3-4 млн. долл., 95% из которых приходится на связи между бизнес-партнерами. По словам руководителя проекта Андрея Мамыкина, в ноябре 1998 года подразделение Reksoft oZone (http://www.o3.ru/), специализирующееся на издательской и видеопродукции, выполнило 3100 заказов на сумму 210 тыс. рублей (примерно 10 тыс. долл.), причем 70% оборота компании пришлось на продажи книг. Подавляющее большинство из 7000 клиентов oZone (86%) находятся в России, а остальные представляют в основном США, Израиль и Германию.

Компания "1С", занимающаяся разработкой и распространением программного обеспечения, организовала собственный узел два года назад. Сегодня его ежемесячно посещают 25 тыс. человек. Но только 5% заказов собирается через Сеть, тогда как по факсу и электронной почте поступает до 30%. Оплата в любом случае производится традиционным способом. "Мы получаем заказ через Internet и выставляем клиенту счет, который оплачивается обычным банковским переводом", - пояснил директор "1С" Борис Нуралиев.

Экономия превыше коммерции

Многие российские предприниматели опасаются выходить на рынок электронной торговли. Неустойчивость национальной банковской системы, которая фактически рухнула в памятный "черный понедельник" 17 августа, еще более усугубляет положение.

"В экономике зияют такие огромные дыры, что многим компаниям становится уже не до электронной коммерции, - заметил представитель International Data Corp. в Москве Роберт Фариш. - Чтобы электронная торговля обрела устойчивость, нужна прежде всего надежная банковская система. Электронные платежи без банковской сети невозможны, а большинство коммерческих банков испытывают сегодня очень серьезные затруднения".

Однако не все российские финансовые учреждения в одинаковой степени поразил кризис. Наиболее устойчиво чувствуют себя мелкие банки, которые и являются главной опорой электронной торговли.

"Когда речь идет о крахе банковской системы, имеются в виду в основном крупные банки, - подчеркнул Иконников. - Коммерческий банк 'Платина' не относится к этой категории и сумел приспособиться к сложившейся ситуации. Но нельзя не признать, что кризис нанес серьезный удар по платежеспособности наших клиентов".

Помимо экономических неурядиц более широкому распространению электронной коммерции в России препятствуют и другие факторы.

"Очень небольшой процент пользователей Internet и низкая популярность недорогих кредитных карт - вот две основные причины, сдерживающие развитие электронной торговли в России", - пояснил Мамыкин.

Очень серьезный недостаток - неразвитость инфраструктуры. После создания Web-узла oZone компанию Reksoft захлестнул поток предложений от продавцов. Однако возможности служб доставки оказалось недостаточно для оперативной обработки таких объемов заказов.

"Еще одна беда России - слабая организация логистики, - отметил исполнительный директор ассоциации Electronic Commerce Europe Дидье Юбер. - Поначалу идея совершать покупки через систему электронных торгов кажется весьма неплохой. Но если вы покупаете товар во Владивостоке, это вовсе не гарантирует его появление в обозримом будущем в Санкт-Петербурге".

"Но производителям продукции, которым не нужны механические каналы доставки (например, продавцам программного обеспечения), развитие систем электронной торговли сулит немалые преимущества, - подчеркнул вице-президент московского отделения банка Citibank Миленко Хорват. - Именно представители этой когорты в ближайшее время будут доминировать на электронных рынках".

Специалисты согласны с тем, что с помощью электронной коммерции России может попытаться решить многие наболевшие вопросы. Бескрайние просторы России и сложности, возникающие при организации продаж в регионах, делают систему электронной торговли еще более эффективной.

"Наступит время, когда программное обеспечение будет продаваться исключительно через Internet, - отметил Хорват. - Мне кажется, ждать осталось не так уж долго. В России модель электронного распространения будет преобладать уже просто потому, что все иные модели давно устарели. Организация поставок товаров внутри страны совершенствуется слишком медленно".

"Кризис несколько приостановил рост популярности систем электронной коммерции, но одновременно стал и своеобразным катализатором перехода на электронные технологии, - заметил Новиков. - Почему? Во-первых, снижаются издержки. Во-вторых, кризис - самое подходящее время, чтобы полностью пересмотреть модель ведения бизнеса и повнимательнее отнестись к новым технологиям. В-третьих, в тяжелые времена электронные платежные системы получают наивысший шанс хотя бы частично заменить собой обычные банковские операции и практически повсеместно вытеснить еще не успевшую встать на ноги, но уже полностью парализованную из-за экономических трудностей систему кредитных карт".

Даже в сложившейся непростой ситуации каждый может извлечь для себя выгоду - и должен стремиться к этому.

"Банковский кризис разрушил наши надежды, но не наши планы, - подчеркнул Иконников. - Напротив, он явился дополнительным стимулом к поиску новых клиентов. Мы тесно сотрудничаем со многими компаниями, находящимися за пределами России. Похоже, что время основных финансовых потрясений осталось в прошлом. Все больше и больше предприятий изъявляют желание воспользоваться нашими услугами. Каждый день к нам поступает пять-шесть новых предложений".

Россия получает поддержку и извне. В ноябре 1998 года Европейский союз подписал с Россией соглашение о сотрудничестве в области электронной коммерции и телекоммуникаций. Если страна сумеет преодолеть возникшие препятствия, то модель электронной коммерции может закрепиться и на товарных рынках

Неразвитость рынка Internet в целом избавляет компании от необходимости заменять отслужившие свой срок аппаратные средства и обновлять устаревшее программное обеспечение, но заставляет идти на революционные шаги, чтобы заставить пользователей поверить в эффективность систем электронной коммерции.

"Сегодня у России имеются все предпосылки для того, чтобы совершить прыжок от одной революции к другой", - добавил Юбер.



Более подробную информацию о Российской ассоциации электронной коммерции можно получить по адресу http://www.admin.spb.ru/conferences/ecommerce.html.

Электронные платежи в России

Паралич банковской системы сильно затрудняет проведение электронных платежей в России. Но это вовсе не значит, что конкуренция на рынке отсутствует.

Cистема электронных платежей CyberPlat, разработанная специалистами коммерческого банка "Платина", функционирует в режиме реального времени и обрабатывает электронные документы, на которых стоят цифровые подписи покупателя, продавца и банка.

Система работает следующим образом: покупатель выбирает продукт на Web-узле продавца и нажимает кнопку CyberPlat Payment ("Оплата через CyberPlat"). ПО CyberPlat, установленное у продавца, генерирует счет, ставит на нем цифровую подпись и пересылает счет покупателю. Покупатель получает счет и с помощью собственного экземпляра CyberPlat ставит на нем свою цифровую подпись. После этого счет возвращается продавцу, и система передает поручение, подписанное продавцом и покупателем, в банк. Банк проверяет подписи и состояние счета покупателя. Если законность сделки подтверждена, продавец получает соответствующее уведомление и отгружает товар. Банк в свою очередь переводит нужную сумму со счета покупателя на счет продавца.

Покупатель и продавец, желающие заключать электронные сделки с помощью CyberPlat, должны открыть счет в банке "Платина". (В настоящее время система позволяет производить расчеты посредством обычных кредитных карт.) Покупатели могут самостоятельно загрузить программу CyberPlat с узла http://www.cyberplat.ru, установка системы на сервере продавцов выполняется специалистами банка.

Некоторые производители систем электронной коммерции (например, компания Reksoft) используют пакет CyberPlat наряду с платежными системами собственной разработки. Клиенты узла oZone имеют возможность оплатить покупку посредством механизма Reksoft, при помощи системы CyberPlat или заказать нужный товар на условиях оплаты наличными сразу после доставки.

"Мы поддерживаем обе системы и предоставляем клиентам возможность самим выбрать наиболее простой и удобный способ оплаты", - отметил исполнительный директор oZone Геннадий Спирин.