, он охватывает множество классов программ - от электронных таблиц и почтовых систем до сложных поисковых машин и систем группового взаимодействия. Большинство подобных систем пригодны для выполнения отдельных операций, однако есть и такие, которые содержат в себе целый ряд функций, полезных для работы с корпоративными знаниями.
Следует заметить, что значительная доля информации, которая накапливается и используется сотрудниками компании, содержится в текстах. Для их эффективной обработки необходима развитая поддержка национальных языков. Но чтобы создать, к примеру, достаточно полный семантический словарь (а по сути семантическую сеть, отражающую множество взаимосвязей между понятиями и образами какого-либо языка), требуются огромные усилия и ресурсы, как финансовые, так и интеллектуальные, причем финансовая отдача от их вложения далеко не очевидна. Неудивительно поэтому, что многие страны не имеют таких словарей. Для английского и еще нескольких европейских языков эта задача решена, для многих других языков - пока нет. Институт русского языка РАН подготовил к выпуску в этом году первый том Русского семантического словаря.
В меньшей степени связаны с лингвистической поддержкой средства хранения корпоративной информации. Среди них есть системы разного уровня сложности из различных ценовых диапазонов. В электронных таблицах и электронных записных книжках вроде Microsoft Excel и Outlook удобно хранить относительно небольшие объемы данных, например, адреса и телефоны контактных лиц, информацию о проведенных и предстоящих встречах, данные о реальных и потенциальных поставщиках сырья и прочее. Хранение больших массивов разнородных документов целесообразно организовывать с помощью систем электронного архива (например, "Евфрат" компании Cognitive Technologies, DOCS Open - продукт, созданный PC DOCS/Fulcrum, Documentum - система одноименной компании, Xerox DocuLive, Excalibur EFS и т.д.) и СУБД. Не очень тесно связаны с особенностями конкретного человеческого языка и средства обмена информацией между пользователями, в частности, системы электронной почты, группового взаимодействия (такие, например, как Lotus Notes, Novell GroupWise, Microsoft Exchange), сети intranet, коммуникационные системы (телевидеоконферец-связь, Internet-телефония) и средства коллективной работы с документами (различные системы электронного документооборота, а также Notes, GroupWise и некоторые другие). Среди перечисленных систем особо примечателен продукт Lotus Notes - он сочетает в себе функции архивной системы, среды группового взаимодействия и системы коллективной работы с информацией.
Возможности поисковых систем очень сильно зависят от степени поддержки национальных языков. Популярность получают лишь те, которые обеспечивают ее на приемлемом для местного рынка уровне. На российском рынке есть несколько отечественных разработок, из них, пожалуй, наиболее известны "Яndex" (система для поиска информации в Web-документах, созданная CompTek International) и "Следопыт" (система производства компании "МедиаЛингва", способная просматривать документы различных форматов). Обе разработки обеспечивают контекстный поиск с учетом морфологии русского языка. Благодаря усилиям компании "Метатехнология" развитые средства нечеткого контекстного поиска на русском языке появились в продукте RetrievalWare, созданном компанией Excalibur Technologies и рассчитанном на использование специалистами-аналитиками средних и крупных предприятий. После объединения компании Fulcrum с PC DOCS, сотрудничающей с российскими фирмами "Весть" и TerraLink, на нашем рынке появились продукты Fulcrum, которые ориентированы на поиск информации и предоставление ее с учетом предпочтений и конкретных контекстов работы отдельных пользователей. В России продукты Fulcrum не нашли пока широкого применения, и основная причина тому - слабая поддержка русского языка. Объединенная компания "Весть-Метатехнология" собирается вскоре встроить возможности поиска с учетом морфологии. В начале февраля компания объявила о создании средств русскоязычного семантического поиска в локализованной версии RetrievalWare. В будущем аналогичные функции появятся и в Fulcrum.
Лишь узкому кругу специалистов известна другая система, которую обычно относят к тому же, что и Fulcrum, классу, - Verity. И уж совсем почти не известны системы компаний BackWeb, DataChannel, Intraspect и grapeVINE, ориентированные на мониторинг серверов и прочих источников данных, классификацию и категоризацию документов, а также на оповещение пользователей о появлении новой информации по интересующим их темам. Каких-либо сведений по поводу попыток локализации этих продуктов у нас нет.