Однако текучесть кадров не снижается даже на фоне роста зарплаты. "Во многих компаниях ежегодно меняются от 15 до 25% сотрудников, - сообщил президент Американской ассоциации информационных технологий (Information Technology Association of America, ITAA) Хэррис Миллер. - Такая тенденция казалась бы вполне естественной, если бы речь шла о людях, занятых в сфере быстрого питания, а не о тех, чья зарплата превышает 60 тыс. долл. в год".
Как же американская индустрия информационных технологий дошла до этого? Если оглянуться немного назад, то ответ напрашивается сам собой. Информационная индустрия интенсивно развивается в течение вот уже двух десятилетий. Все это время потенциальные работники получали самую противоречивую информацию о безопасности труда и спросе на специалистов в области информатики. Постоянно меняющиеся тенденции то привлекали в сферу компьютерных технологий массу желающих, то, напротив, заставляли людей отказываться от подобной карьеры. И вот сегодня пессимистичные прогнозы прошлого спровоцировали дефицит работников сферы информационных услуг.
"В настоящее время нам не хватает от 290 до 350 тыс. специалистов в области информационых технологий, причем никто не может назвать точную цифру, - подчеркнул Ховард Рубин, старший консультант исследовательской группы Cutter Consortium и председатель компьютерного факультета в Hunter College. - Это обусловлено как отсутствием специалистов соответствующего профиля, так и просчетами кадровых служб, формирующих рынок вакансий. Впрочем, если сотрудник не может обеспечить нужного оборота и ожидаемого уровня дохода компании, то вряд ли его услуги будут востребованы".
Пока нет никаких оснований надеяться на то, что в обозримом будущем дефицит специалистов удастся преодолеть.
К истокам
В чем следует искать корни неудач индустрии информационных технологий? Чтобы понять это, попробуем перенестись на 40 лет назад.
"В конце 50-х годов, в эпоху освоения космоса и холодной войны правительство уделяло особое внимание подготовке инженеров и специалистов по компьютерам, - отметил Миллер. - Государство тратило огромные средства на обучение студентов, финансирование правительственных лабораторий и поддержку колледжей и университетов. В результате в конце 60-х из учебных заведений вышло множество грамотных в техническом плане выпускников.
Политика приоритетной подготовки технических специалистов оставалась неизменной вплоть до 70-х годов. К концу 60-х космос уже был завоеван, и спрос на технократов стал уменьшаться. К тому же в это время страну охватил нефтяной кризис. Государство уже не могло позволить себе решать общемировые проблемы за счет бюджетных средств.
В конце 70-х число рабочих мест для специалистов по информационным технологиям заметно сократилось. А поскольку серьезной правительственной поддержки в этот момент также не ощущалось, престиж компьютерных профессий в студенческой среде резко упал".
С переменным успехом
Со временем ситуация стала выправляться, и в сфере информационных технологий наметились некоторые позитивные тенденции.
Несмотря на то что после промышленного спада в начале 80-х годов спрос на компьютерных специалистов в некоторых регионах несколько снизился, в целом десятилетие прошло под знаком заметного увеличения количества рабочих мест для представителей этой профессии. Это было время расцвета оборонной индустрии. Только в одном 1986 году дипломы получили 40 тыс. выпускников компьютерных факультетов вузов. Если учесть, что они заполнили лишь часть вакантных мест, можно себе представить, сколько людей было занято в этой области.
В конце 80-х в экономике вновь наступил спад. Холодная война окончилась, и оборонные предприятия стали объединяться. Студенты колледжей и университетов тут же устремились в другие сферы.
"Сокращение расходов на космические и оборонные программы сигнализировало рынку труда, что спрос на инженеров и математиков в 1990-х годах пойдет на спад, - подчеркнул Миллер. - Соответственно и число выпускников университетов, имеющих компьютерную специальность, в начале 90-х не превышало 25 тыс. человек.
Студенты прекрасно понимали, что окончание холодной войны принесет с собой реструктуризацию корпораций и массовое увольнение служащих. Заставить их после этого отказаться от получения юридического или экономического образования и направить свои стопы в компьютерную область было совсем непросто".
Директор кафедры вычислительной техники Центрального университета штата Вашингтон Норман Имамшах считает, что основной причиной трудностей конца 80-х стал не дефицит рабочих мест, а нехватка грамотных специалистов.
"В конце холодной войны на рынке труда появилось очень много работников, которые хорошо ориентировались лишь в определенной узкой области и не смогли найти себе подходящую работу, - пояснил Имамшах. - В результате в конце 80-х годов основная масса студентов, почувствовав, что надувшийся мыльный пузырь лопается, предпочла компьютерным дисциплинам другие области знания".
Глава аналитической фирмы Nate Viall and Associates Нэт Вайэлл заявил, что толчком к кризису конца 80-х послужили увольнения в компании Digital Equipment и последовавшее за ними сокращение штатов в корпорации IBM. Чуть позже начался "бум объединений компьютерных компаний", оставивший за бортом тысячи работников, занятых в сфере информационных технологий.
"В период с 1990 по 1995 годы сообщения о продолжающихся увольнениях практически не сходили со страниц печати", - заметил Вайэлл.
В то же время в 90-е годы произошли события, приведшие в конце концов к тому дефициту грамотных специалистов, который мы и наблюдаем сегодня. Среди этих событий можно отметить рост популярности технологии клиент-сервер, широкое распространение ПК в корпоративном мире, расцвет Internet.
Уроки прошлого
Почему же с конца 80-х и до середины 90-х годов корпоративная Америка не уделяла должного внимания подготовке компьютерных специалистов? Скорее всего, никто просто не ожидал столь стремительного технологического прорыва, который помог ИТ стать одним из наиболее важных компонентов успешного ведения любого бизнеса.
"Думаю, что в то время никто не решился бы предсказать, что информационные технологии так быстро войдут в число прибыльных статей в балансе предприятия", - отметил исполнительный директор компании RHI Consulting Грег Шилеппи.