Возникает вполне естественный вопрос. Зачем столь известной компании устраивать выставку в помещении бывшего заводского цеха, расположенного между вьетнамским торговым центром и мелкооптовой ярмаркой? Павел Козлов, руководитель созданного год назад отдела потребительских товаров московского представительства НР, называет вполне определенные причины, делающие это мероприятие привлекательным для Hewlett-Packard. По приведенным им данным, доля розницы в общем объеме поставок персональных продуктов - компьютеров, сканеров, принтеров и т. п. - составляет в среднем 20% (реальный показатель превышает эту цифру, так как в ней не учтены продажи множества мелких фирм).
По мнению Козлова, кризис оказал заметное влияние на поведение покупателей, именно поэтому продукция НР в течение недели будет демонстрироваться в "Савеловском".
Это не просто очередной торговый центр типа "Электронного рая". Компьютерные магазины открыли здесь не пять-шесть, а приблизительно половину из 200 организаций-арендаторов. Среди множества незнакомых встречаются и такие привычные торговые марки, как "Эримекс", "Шарк", "Инел". По мнению генерального директора "Савеловского" Валерия Володина, в отличие от больших "моно"-магазинов конкуренция многих независимых торговцев способствует снижению уровня цен. По сравнению же с такими рынками, как Митинский, ситуация достаточно стабильна: так как договора об аренде заключаются на длительное время, фирмы не исчезают внезапно, оставив покупателей без гарантийного обслуживания наедине с возникающими проблемами. Кстати, на всю представленную в "Савеловском" продукцию HP распространяются обычные для Hewlett-Packard гарантии, и, если это необходимо, она ремонтируется в сервисном центре компании. Главной же особенностью "Савеловского" Володин считает совмещение торговой деятельности с просветительской, в данном случае с выставочной, помогающей покупателям разобраться в особенностях и функциональных возможностях интересующих их продуктов, компонентов и аксессуаров. Стендисты выставки - квалифицированные консультанты отдела потребительских товаров НP, в обязанности которых продажи не входят. Администрация центра в дальнейшем планирует открыть Internet-кафе, а уже сегодня компьютеры 40 магазинов "Савеловского" включены в локальную сеть.
Козлов полагает, что инвестиции в выставку, объем которых меньше затрат на организацию стандартной презентации, должны себя оправдать, так как могут увеличить на 20-30% продажи продуктов НР (в основном это принтеры) в выставочном компьютерном центре "Савеловский". Правда, существуют и иные мнения на этот счет. Генеральный директор компании Inecs Сергей Гнусов считает, что в связи с высокой популярностью в России торговой марки НР показ продуктов едва ли даст заметную прибавку к доходам его компании, а многие покупатели получают всю необходимую им информацию из Internet. Тем не менее Inecs не включилась в "савеловскую" локальную сеть, так как, по мнению ее специалистов, пока совершенно неясно, для чего она нужна (автор статьи зашел в несколько компьютерных павильонов, но ни один из них не был связан с ЛС). Однако по мнению менеджера рекламного отдела "Шарк" Елены Гороховой, намного более квалифицированные, чем продавцы, консультанты повысят спрос на продукты НР. Но основной козырь "Шарк", дилера HP, авторизованного с 1994 года, - скидки на время выставки.
И Горохова и Гнусов солидарны в оценке "Савеловского" как наиболее привлекательного сегодня по количеству продавцов и номенклатуре продуктов компьютерного торгового центра Москвы. Согласно их мнению, уровень цен здесь практически не отличается от "митинского", а условия торговли и качество обслуживания покупателей намного лучше.