Брайан Мартин: "Я поражен - если эти ребята считаются лучшими специалистами по безопасности, а я смог их обойти, то как же нужно называть меня?"
Сегодня хакеров не нужно представлять даже тем, кто весьма далек от мира компьютеров. Хакеры проникают в компьютерные системы иногда ради злой шутки, а нередко стремясь нанести вред.

И попадают в тюрьму. По крайней мере те, кто использовал компьютерные "трюки", чтобы украсть деньги или нарушить целостность информационной системы.

А потом? Что происходит с этими парнями (в принадлежности к этому сообществу пока не призналась ни одна женщина), вынужденными отбывать наказание за компьютерные преступления?

Беседы с некоторыми из них подтверждают, что чувства они испытывают самые разные: от раскаяния за совершенные поступки до ненависти к блюстителям закона.

Некоторые до сих пор в восторге от того, что им удалось сделать, другие мечтают искупить свою вину, вернуться на путь истинный и стать законопослушными пользователями.

Заключенный федеральной тюрьмы № 40872-054

Владимир Левин, осужденный в 1995 году, не хочет говорить об этом. Он был признан виновным в проникновении в компьютеры Citybank для перевода 4 млн. долл. на счета в различные страны мира. Великобритания выдала его властям США, после того как Левин был арестован в лондонском аэропорту Хитроу. Сейчас Левину исполнился 31 год. Все время с момента своего ареста до апреля 1998 года он провел в федеральной тюрьме, теперь живет в федеральном центре для задержанных правонарушителей в Окдейле (шт. Луизиана). Левин жалуется на то, что библиотека здесь убога, а бюрократия - чересчур богата. "На самом деле я не вижу света в конце тоннеля", - заявил он.

Заключенный федеральной тюрьмы № 61153-080

Кристофер Лемпрехт отбыл уже три года в федеральной исправительной колонии общего режима, которая расположена в городе Бестроп (шт. Техас).

Его день начинается в 7 часов утра. После завтрака с более чем тысячей других заключенных 26-летний Лемпрехт выполняет назначенную ему работу: подметает полы, моет окна и занимается другой уборкой. Лемпрехт получает 9 долл. в месяц - немного по сравнению с 2 тыс. долл., которые он получал за каждую украденную телекоммуникационную плату.

Он работает до половины четвертого, а затем отправляется на поверку. С 4:30 до 5 часов обед, после чего Лемпрехт обычно идет в тюремную библиотеку. В 9 часов вечера заключенные должны вернуться в свои общежития, в каждом из которых имеется по шесть телевизионных комнат.

"В половине двенадцатого нас запирают до половины седьмого утра. Так заканчивается мой обычный день", - объяснил Лемпрехт.

Лемпрехт осужден не за компьютерное преступление; он признан виновным в краже и отмывании денег. Но он утверждает, что получил более суровый приговор, поскольку на суд оказали серьезное влияние детали его хакерского прошлого, вошедшие в обвинительное заключение. В мае 1995 года федеральный суд приговорил Лемпрехта к пяти годам тюремного заключения.

Лемпрехт, известный в интерактивном мире под псевдонимом Minor Threat, не отрицает, что тайно проникал на корпоративные и государственные компьютерные системы. Однако он сказал, что ничего не делал с краденными платами. "В федеральном суде, - заявил он, - вы признаете себя виновным в одном, а они наказывают вас за что-нибудь другое".

Лемпрехт должен выйти из тюрьмы в этом году, но в приговоре суда особо оговаривается, что ему запрещено устраиваться на работу, связанную с компьютерами. Навсегда.

"На какую работу, не связанную с компьютерами, я могу устроиться? - искренне изумляется Лемпрехт, специализировавшийся некогда по компьютерам в Университете штата Техас. Он не закончил университет, но надеется возобновить обучение после освобождения. Лемпрехт подал апелляцию, пытаясь опротестовать запрет работать в Internet, поскольку, по его мнению, он противоречит Первой поправке к Конституции США. Рассмотрение его апелляции должно состояться через несколько месяцев.

Лемпрехт тяжело переносит тюремное заключение, причем с годами ему не становится лучше.

"Он сказал мне, что не сможет это вынести, - рассказывает его мать Мишель Вуд, которая занимается обучением работе на компьютере в крупной страховой компании в Далласе. - Когда вам всего 22 года, пять лет - это четверть жизни. Вскоре после этого он попытался покончить жизнь самоубийством, выпив около сотни таблеток снотворного".

Лемпрехта откачали, и, по словам Вуд, его отношение к жизни несколько изменилось. Он готов нести ответственность за нарушение закона и думает о том, чем займется после освобождения.

В дни посещений Вуд приносит ему распечатки сообщений, которые приходят на его узел (http://www.paranoia.com/~mthreat/), поддерживаемый друзьями Лемпрехта, оставшимися на свободе. На его иск, опубликованный на узле, откликнулся новый адвокат, считающий ссылку на Первую поправку сильным аргументом и готовый защищать Лемпрехта "ради общественного блага".

"Каким он станет, когда освободится? - заметила Вуд. - Как он собирается жить дальше? Он ведь даже никогда не видел Windows 95".

Заключенный федеральной тюрьмы № 13112-064

Брайан Мартин признает, что его действиями руководило, в частности, стремление к славе. Мартин, известный в Internet под именами Forcible Entry и Iceman, собирал на Web-узле Министерства обороны информацию о логотипах и документах, чтобы создать поддельные идентификационные карточки и заказы на различные товары для себя и своих приятелей. Одетые в камуфляжную форму, они мельком показывали поддельные удостоверения и с помощью ноутбука передавали по факсу заявки на поставку двунаправленных радиопередатчиков, компьютеров, а также заказывали номера в отелях и еду. Общая сумма заказов составила 20 тыс. долл.

Признав себя виновным в мошенничестве, перевозке между штатами украденных товаров и в том, что он выдавал себя за федерального офицера, Мартин заявляет, что вовсе не гонялся за острыми впечатлениями.

Он так объясняет свое поведение: "Я поразился если эти ребята считаются лучшими специалистами по безопасности, а я смог их обойти, то как же нужно называть меня?"

Мартин, которому исполнилось 25 лет, благодарный собеседник. Он так и стремится поделиться подробностями о своей "сумасшедшей затее", как он называет свой поступок. В 18 лет его обвинили в краже кредитной карточки. В 19 он выдал себя за офицера полиции. А затем пришло время Колорадо, где он проник в компьютеры компании Drury Inns, чтобы бесплатно забронировать себе номер, в сеть компании, сдающей в аренду автомобили, и, наконец, в цветочный магазин, чтобы порадовать себя и свою подружку.

Мартин должен вот-вот освободиться. "Я хочу пойти работать туда, где делают брандмауэры, - заявил он. - Как мой отец".


Иногда приходится расплачиваться

А какова судьба известных хакеров Кевина Митника, Кевина Поулсена и Роберта Морриса?

Митник по-прежнему находится в исправительной колонии в Лос-Анджелесе. С 1995 года он ожидает экспертизы по двум с лишним десяткам пунктов обвинения в мошенничестве и кражах с помощью компьютера.

Сторонники продолжают добиваться его освобождения. Каждый может получить собственную наклейку с надписью "Свободу Кевину" по адресу http://www.kevinmitnick.com. В сентябре хакеры проникли на Web-узел The New York Times, "расклеив" на нем призывы в защиту Митника. Эта атака может рассматриваться как акт агрессии против журналиста Times Джона Маркофа, одного из авторов книги о Митнике, продолжающего публиковать репортажи по этой теме.

Поулсен, известный по кличке Dark Dante, приговорен к пятилетнему тюремному заключению. Он был арестован в 1990 году за отмывание денег и компьютерные преступления, в частности за организацию фиктивных телефонных звонков на радиостанции с тем, чтобы получить разыгрываемые призы.

Поулсен теперь ведет колонку о компьютерных преступлениях в ZDTV.com. На его личном узле (http://www.catalog.com/kevin/) можно найти некоторые документы, связанные с его случаем. Поскольку приговор суда запрещает Поулсену работать в Internet до следующего года, время от времени другие люди публикуют в Сети его статьи.

Что касается Морриса, то в 1990 году он был осужден условно на три года с выплатой штрафа в размере 10 тыс. долл. за то, что запустил в Internet "червяка", который вызвал крах тысяч компьютеров Unix.

Да, а сейчас он стал миллионером.

Моррису повезло. В июне 1998 года основанную им компанию Viaweb купила Yahoo. "Всего" за 49 млн. долл.