"Наша основная задача в том, чтобы придумывать технологии для игрушек, - поясняет Брайан Смит. - Если в результате получается нечто новое, забавное и немного странное, мы считаем, что полдела сделано".
Перечисленным условиям вполне удовлетворяет игрушка под названием Squeeze Tuba ("гибкая туба") - эдакая пластмассовая трубка в форме подковы с руку взрослого человека, покрытая мягким бархатом. По мнению 45-летнего Тода Мэчоувера, Squeeze Tuba - отличная музыкальная игрушка для детей, позволяющая педагогам отказаться от сухих и нудных теоретических занятий.
В Squeeze Tuba встроены особые чувствительные элементы. Они могут быть запрограммированы на имитацию шумов и звуков определенной тональности. Нажимая с разной силой, можно извлечь из устройства звуки разной высоты. Однако туба может быть настроена и таким образом, что будет непрерывно издавать звук, качество которого (например, чистота) изменяется, когда игрушкой манипулируют. Скажем, если кто-нибудь начинает достаточно экспрессивно крутить Squeeze Tuba, звук, по словам Мэчоувера, получается "электронным и быстрым".
23-летняя аспирантка Media Labs из Японии Кимико Руокаи, создавшая Story Mat ("коврик историй"), мечтала подарить детям возможность сохранять свои "придумалки" в неприкосновенности сколь угодно долгое время. Прототипом Story Mat послужило стеганое одеяло, которое в свое время сшила мать Кимико. На одеяле красовался городской пейзаж с домами, деревьями, озерами и даже железной дорогой. Руокаи часами сочиняла и рассказывала истории, передвигая тряпочных животных и другие игрушки от дома к дереву, от дерева к озеру и так далее.
Современным детям благодаря Story Mat повезет гораздо больше. Текст истории записывается на магнитофон, а перемещения игрушки по коврику фиксируются при помощи специального чувствительного устройства. Затем "путешествие" игрушки можно восстановить на коврике посредством расположенного сверху проектора. Первоначально игрушка представляла собой беспроводную мышь, однако ее возможности были ограничены: если ребенок поднимал мышь и опускал где-нибудь в другом месте, путь прерывался. Эту проблему удалось решить благодаря электромагнитным датчикам. В будущем можно будет воспроизвести рассказанную историю, коснувшись игрушкой в том месте Story Mat, где начался рассказ.
По словам Руокаи, Story Mat будет особенно полезен для развития творческих способностей в странах с подобной японской культурой, в которых существенную роль играет иерархия отношений.
В Media Labs полным-полно мягких игрушек, и фигурки для Story Mat хранятся по соседству с забавными цыплятами, причем многие из них собраны лишь частично. Демонстрационный цыпленок, с мягким желтеньким брюшком, покрывающим его стальной корпус, начиненный электроникой, способен взаимодействовать с мультипликационным болотом на киноэкране. Если покачать крыльями у игрушечного цыпленка, его двойник на экране взлетает в воздух, спасаясь от рисованного енота. Подведите цыпленка к болотистому горизонту на экране, и рисованный цыпленок заковыляет в том же направлении.
Сейчас мощный графический компьютер SGI отвечает за рендеринг, тогда как поведением героя управляет ПК. В один прекрасный день проекционный экран превратится в телевизор или домашний театр. Цыпленок "взаимодействует" с компьютером посредством радиосигналов.