Не успели мы свыкнуться с мыслью об "обреченности" компьютеров, как открылись неприятности, подстерегающие нас в интеллектуальных лифтах, системах управления транспортом, автоматических замках, кондиционерах и во многих других ставших привычными устройствах. Посудите сами: каково оказаться в сбесившемся лифте на двадцатом этаже "высотки"? Но почему-то никто так и не вспомнил об одной детали, играющей, пожалуй, определяющую роль в жизни современного человека.
Автомобиль. Современный автомобиль по самую крышу набит микроэлектроникой. В некоторых моделях есть даже собственная локальная сеть для связи всех контроллеров локальных узлов с центральным процессором. И в каждом - своя "Проблема 2000".
Как ни удивительно, наши соотечественники в именно этом вопросе сработали весьма оперативно. Пока Европа обсуждает, станет ли 2000 год непреодолимой преградой на пути прогресса, наши гаишники взялись за дело.
Справедливо полагая, что запретить проще, чем разрешить, они подготовили проект специального распоряжения, подразумевающего вывод из эксплуатации всех автомобилей, оснащенных электронными контроллерами. Почему они оказались впереди планеты, можно только догадываться. Видимо, дело в том, что у нас отсутствует лобби производителей автомобилей, поскольку абсолютное большинство отечественных машин не оснащено какими бы то ни было электронными устройствами, а те, которые все-таки оснащены, не опасны, поскольку электроника там управляет лишь режимами работы в лучшем случае инжектора, в худшем - зажигания.
Если этот проект получит поддержку в верхах (при Немцове получил бы наверняка), то мечта отставного вице-премьера может сбыться. Более осторожные реформаторы в ГИБДД предлагают не запрещение, а обязательную сертификацию автомобилей с соответствующим оснащением, наподобие печально знаменитого инструментального контроля.
Положение осложняется тем, что дата в контроллерах "зашита" намертво и изменению не подлежит. А как поведет себя тот или иной контроллер при пересечении "нулевой отметки", сказать не берется никто. Производители отмалчиваются, представители сертификационных учреждений загадочно шевелят бровями. Впрочем, неофициальные результаты проведенного одним из отечественных институтов автомобильной промышленности тестирования продуктов известной австрийской компании Borgch, поставляющей по ОЕМ-контрактам львиную долю электронных устройств для европейских автомобилей, и ведущей японской фирмы Okayo, на расположенных в Юго-Восточной Азии заводах которой производятся устройства для японских, корейских и некоторых американских автомобилей, неутешительны.
Организаторы тестирования "подстегнули" процессоры путем замены тактового генератора контроллеров на более быстрые, что позволило значительно быстрее добраться до 2000 года. Результаты обескураживают. Особо отмечается, что сбой процессора "диагностируется" не в момент перехода через точку "ноль", а с неопределенной задержкой, причину которой еще предстоит выяснить.
Наиболее подверженными проблеме 2000 года оказались устройства антиблокировочной системы тормозов и получившие в последние годы широкое распространение в автомобилях старшего класса адаптивные коробки передач (те, которые настраиваются на индивидуальный стиль вождения). Тормоза Borgch, в один прекрасный момент расценив, что колеса заблокированы, прекращают торможение вовсе, устройства же фирмы Okayo входят в режим генерации тормозных импульсов независимо от положения педали тормоза. Понятно, что ни тот, ни другой исход автомобилиста удовлетворить не может. Не может он удовлетворить и взыскательную автоинспекцию. Странным образом ведут себя и контроллеры систем автоматических коробок передач. Adaptronic (Borgch) вместо включения пониженной передачи (режим "кик-даун") включает нейтральную, что может стать неприятным сюрпризом для любителей опасных обгонов. SensorMatic (Okayo) становится просто опасным. В некоторых режимах он включает одновременно две передачи, блокируя вторичный вал, а соответственно и ведущие колеса. Не лучшим образом ведут себя контроллеры других устройств, хотя и не вызывая столь разрушительных последствий.
Неприятности на этом не кончаются, поскольку по соглашению между производителями не указывается, на автомобили каких именно марок установлены те или иные системы. Нет точных данных и о том, как реагируют системы других производителей на год 2000-й. А пока... Проще всего запретить. Отечественное автомобилестроение получает еще один шанс. Пусть хотя бы только в собственной стране.