Хотя даже если бы на подобное возвращение Андерсон решился только один раз, это все равно можно было бы отнести к исключительным событиям. В большинстве компаний карьерная лестница прокладывается именно на "территории" конкретного подразделения.
Так почему Андерсон постоянно возвращается к ИТ? "Я испытываю слабость к информационным технологиям, - объяснил Андерсон, в настоящее время отвечающий в корпорации Office Depot (ведущая американская национальная сеть магазинов оргтехники. - Прим. ред.) за системы управления цепочкой поставщиков. - Кроме того, я ни разу не работал в компаниях, где с пренебрежением относятся к ИТ. Мои действия никогда не оказывались пагубными для карьеры. Есть еще один аспект: уважение к службе информационных систем. Немногие бизнесмены, тем не менее, рискуют обречь себя на ссылку в корпоративное болото. Один лишь этот факт делает такого рода карьерные изменения возможными только в тех компаниях, где информационные технологии и бизнес рассматриваются как равноправные партнеры".
Именно так обстоят дела в Office Depot, где прилагают все усилия, чтобы использовать Internet для обеспечения преимуществ перед конкурентами. То же относится и к Federal Express, Elf Atochem North America и United Parcel Service of America. Все эти компании рассматривают ИТ как непременную составляющую своего успеха. Но это вовсе не означает, что внутри дома процесс перехода в другую функциональную область прост.
"Попасть в область информационных технологий - все равно что попасть в другую страну", - считает Рик Нордвед, управляющий директор по системам стратегических продаж компании FedEx. Нордвед был специалистом по технологиям в подразделении наземных операций компании FedEx, но быстро понял, что ему просто не хватает знаний.
Вне информационных технологий
"Это действительно неординарный шаг, но я уверен, что стал лучше выполнять обязанности менеджера, поскольку должен был полностью полагаться на людей, которые мне подотчетны, - заметил Нордвед. - Хороший руководитель должен знать мнения людей, которые на него работают. У меня не было выбора; я требовал от них выводов по любому вопросу".
Неудивительно, что Нордвед, десять лет проработавший в области информационных технологий, достаточно хорошо разбирается в них. Но его ценность для компании не в этом, а в глубоком понимании бизнеса фирмы. В течение 13 лет он занимался обслуживанием флота грузовиков и самолетов FedEx.
"У нас есть специалист, занимающийся информационными технологиями, в обязанности которого входит сбор данных, необходимых для того, чтобы в соответствии с запросами, поступающими от операционного директора, просчитать эффективность использования самолетов, - сказал Нордвед. - Этот человек хотел создать систему базы данных, в которой накапливается вся информация. Из опыта я знал, что если вносить все данные в базу, люди просто не смогут работать. Поэтому заявил, что система будет задерживать все полеты на 90%, что, скорее всего, весьма и весьма не понравится директору по операциям".
Над информационными технологиями
"Смена профессий намного упростила мою работу, - соглашается Андерсон. - Я стал лучше понимать, где мы идем на риск, вне зависимости от того, связан ли он с информационными технологиями или маркетингом".
Фактически все, с кем мне приходилось беседовать при подготовке этой статьи, говорили о том, что их деловые качества позволяли им совершенствовать свой стиль руководства. Они считают, что знание бизнеса помогает им оттачивать навыки управления технологией. Эта тема всплывала в каждом интервью. Но мои собеседники говорили и о другом. "Увы, очень трудно сломать стереотипы: все страшно удивляются, когда видят, что счетовод разбирается в компьютерах, - заметил Кен Лейси, простой бухгалтер United Parcel Service, ставший вторым человеком в корпорации по информационным технологиям, а потом и директором информационных систем. - Сначала у меня было стойкое ощущение, что меня все время проверяют. Чем больше я набирался опыта, тем меньше вопросов мне задавали".
Задумайтесь об этом. Директор службы информационных систем корпорации ежегодно тратит 1 млрд. долл. на технологии, а к нему все еще относятся с недоверием.
"Требуется время на то, чтобы исчезли предубеждения, - соглашается Ларри Хартман, из директора службы технической поддержки клиентов компании Elf Atochem выросший до директора управления бизнесом по поддержке операций. - До поры до времени приходится мириться с тем, что вас воспринимают не то чтобы как врага, а как человека, который не представляет себе, что такое информационные технологии". Только не надо думать, что новые коллеги по ИТ плохо обращались с нашими собеседниками. По их собственным словам, этого не было. И тем не менее, если отделы информационных технологий хотят занять более высокое место в корпоративной иерархии, они должны стать более открытыми для своих коллег, не столь сведущих в вопросах технологии.