Тем самым предпринимается попытка снова расширить круг потенциальных участников, однако это может привести к тому, что банковская составляющая потеряется, а иные отраслевые направления - не "прозвучат" в той степени, на какую рассчитывают организаторы. Ведь, как показала практика, изменение названия выставки мало меняет ее профиль, и совсем не факт, что название обновленное привлечет зарубежные и отечественные фирмы, работающие на корпоративном рынке: они и их клиенты давно уже определились со структурированием выставок по тематике и позиционированием себя на них. Как правило, важнейшими выставками для фирм, работающих на корпоративный рынок, являются выставки "Управление", "Бухучет и аудит" и "Торговля и склад". И за эти два года корпоративный компонент на выставке "Банковские и корпоративные системы", проходящей с небольшим временным интервалом после двух последних, практически виден не был. Конечно, на ней были представлены пара-тройка фирм, работающих и на рынке систем автоматизации управления, но погоды они не делали.
Что было на БКС?
Самое разное: автоматизированные банковские системы (АБС), системы обслуживания через Internet, ПО оценки финансового состояния банков, системы предоставления финансовой информации, технологии организации платежных систем с использованием пластиковых карточек и многое другое.
Среди участников выставки выделялась группа фирм, специализирующихся на банковской автоматизации, которые вложили немалые средства в строительство двухэтажных стендов (таких я насчитал семь). Можно, конечно, иронизировать, говоря, что "стендостроительством" занимаются, когда хотят пустить пыль в глаза.
Тем не менее, по моим наблюдениям, наибольшее число посетителей было именно здесь, а это говорит о том, что данные компании (БИС, "Диасофт", "Инверсия", "Кворум", "ПрограмБанк", R-Style и "Форс") вполне уверенно чувствуют себя на рынке и определенно относятся к числу его лидеров. В то же время, несмотря на "одноэтажность" стендов, вниманием не были обделены и фирмы "АСофт", ЦФТ и "Эскейп-М".
Практически все фирмы не зря потратили те несколько месяцев передышки, которые предоставил им кризис (оживление началось в ноябре-декабре), и представили либо более "причесанные" версии своих прежних систем, несколько расширив их возможности, либо анонсировали новые продукты с новыми возможностями.
Посетителей на выставке было меньше, чем в прошлые годы, и это, по мнению представителей ряда фирм-участниц, во многом объясняется тем, что организаторы поскупились на рекламу. Основной поток посетителей, которых, что интересно, на выставку пускали бесплатно в обмен на заполненную анкету или визитную карточку, представляли специалисты в области банковской автоматизации, причем многие приехали из регионов.
Как оказалось, банки, сохранившие платежеспособность, не потеряли интерес к серьезным разработкам: основное внимание посетители проявляли к клиент-серверным АБС на базе промышленных СУБД. Это во многом объясняется тем, что, с одной стороны, старые банки-лидеры в кризис "подсели", и хотя многие из банков "второй линии" быстро прогрессируют, но тех денег, что раньше, сегодня на автоматизацию выделить не может никто, и это заставляет покупателей более внимательно относиться к выбору систем. С другой стороны, сегодня многим банкам сложно определить направление своего развития, а потому одно из главных сегодняшних требований к АБС - масштабируемость, что легко обеспечивается АБС, базирующимися на промышленных СУБД.
Есть и еще один фактор: во многие растущие финансовые структуры пришли специалисты из крупных банков, рухнувших во время кризиса. Они привыкли работать на подобных системах и сегодня задают тон в выборе АБС. Кроме того, многие начали понимать, что АБС, базирующиеся на промышленных СУБД, не должны непременно стоить дорого. Практически каждый производитель СУБД, кроме решений "для предприятий", имеет в своем арсенале решения "для рабочих групп", которые позволяют обеспечить затраты на одно рабочее место в пределах 250 долл. А это вполне приемлемо для многих небольших банков.
Проявившийся спрос на аналитические продукты говорит о том, что кризис для российских банков не прошел даром и сегодня многие разработчики готовы предоставлять средства, обеспечивающие решение задач типа "что, если".
Еще одна тенденция - стремление банков снизить себестоимость работы с клиентами при сохранении или увеличении их числа. Достичь этого можно, внедрив технологии удаленного обслуживания клиентов (как юридических, так и физических лиц). Выставка показала, что сегодня у фирм - разработчиков банковского ПО признаком хорошего тона считается иметь в своем арсенале систему такого типа. Проработанность юридических вопросов использования таких систем, а также вопросов безопасности позволила им создавать системы, обеспечивающие не только работу банка со своими корпоративными клиентами и физическими лицами, но и предоставлять возможность банкам работать через Internet со своими филиалами и банками-корреспондентами.
Некоторые фирмы - разработчики банковского ПО начали создавать программы для реализации Internet-торговли, обеспечивающие и налаживание финансовых цепочек, одним из звеньев которых является банк (примером может служить "АСофт", стремящаяся работать на западный рынок подобных систем). И, похоже, в ближайший год банки всерьез могут заняться электронной коммерцией, о чем говорит активный интерес к ней, проявленный посетителями как на стендах фирм-разработчиков данных технологий, так и на конференции, проведенной в рамках выставки.
Сергей Аврин - научный редактор журнала "Банковские технологии".
Конференция и форум
Прошедшая в рамках БКС '99 конференция и совмещенный с ней форум "Финансовая информация в России '99", хотя и не избежали нескольких рекламных выступлений, в целом были скорее "технологическими", чем рекламными, а среди докладчиков было представлено несколько фирм, не принимавших участия в выставке. На конференции было сделано более 50 сообщений, и вот, на мой взгляд, самые интересные.
Как совместить несовместимое
Многие разработчики АБС с некоторым недоверием отнеслись к тому, что фирме "Кворум" удалось без кардинальной переработки программных кодов "научить" свою АБС с одноименным названием, использующую в качестве СУБД менеджер записей Btrieve, работать и с Oracle (проблема заключается в том, что Btrieve и Oracle имеют принципиально разные примитивы доступа к данным). Оказалось, что это стало возможным за счет объединения двух "нижних" программных слоев системы, реализующих доступ к БД и бизнес-функциям. Проблема же с отсутствием у Oracle 16-разрядных драйверов была решена за счет переноса наиболее критичных к пользовательскому интерфейсу приложений (например, аналитических) на платформу Windows 95 и реализации ряда модулей в виде консольных приложений.
Пришлось также доработать систему безопасности, которую предоставляет Oracle, в частности, в части установления прав групп пользователей при выполнении отдельных операций.
Электронная коммерция как средство борьбы с кризисом
По оценке IDC, в 1999 году продажи в корпоративный сектор через Internet достигнут 108 млрд. долл., а в 2002 - 333 млрд. По словам Марата Гуриева (IBM), именно освоение электронной торговли помогло его фирме преодолеть кризис в начале 90-х годов (в 1993 году стоимость компании упала до 30 млрд. долл., а убытки выросли до 5 млрд.). В 1998 году была завершена разработка Web-надстройки сервера IBM, через которую реализуются функции снабжения, торговли и информационного обслуживания.
Новая организация снабжения дала ощутимые результаты: время обработки заявки на поставку сократилось с 30 дней до одного, среднее время контрактного цикла - с 6-12 месяцев до 30 дней. В прошлом году через Web было совершено закупок на 600 млн. долл. из общих 40 млрд., а в 1999 году ожидается их рост до 12 млрд. долл.
Электронная организация поставок продуктов и услуг клиентам привела к заметному росту оперативности. Например, у Отделения систем хранения информации время определения даты поставки, варьировавшееся ранее от часов до недель, стало просто реальным, время ввода заявки клиента сократилось с 30 до 3 минут, отпала необходимость в ручных отгрузках, доля которых составляла 75%, а точность заполнения платежных документов возросла с 70 до 98%.
В России из-за ее огромной протяженности Internet может оказаться самым удобным и дешевым средством взаимодействия между участниками рынка. Несмотря на то что в российской Сети существуют проблемы, связанные с несовместимостью с мировыми технологиями и законодательными ограничениями, многие тем не менее считают самыми перспективными системы электронной торговли с использованием пластиковых карточек. По некоторым оценкам, доходы российских Internet-шлюзов и банков, принимающих участие в организации торговли по этой схеме, уже в ближайшее время могут составить от 100 тыс. до 1 млн. долл. в год.
ЦБ и пластиковые карточки
Как рассказал заместитель начальника Управления электронных расчетов и пластиковых карт Центробанка Евгений Платонов, по информации, имеющейся у ЦБ, оборот по карточкам VISA и Eurocard/MasterCard уже приближается к уровню, существовавшему до 17 августа (эмиссия карточек в количественном выражении фактически не изменилась - в основном это VISA Electron и Cirrus Maestro: около 95% эмиссии), а по карточкам American Express уже достиг 70% докризисного уровня. Это говорит о том, что в настоящее время заканчивается передел "пластиковой сети", которой обладали банки, рухнувшие во время кризиса.
ЦБ также подготовил ряд концептуальных документов, касающихся создания Национальной системы расчетов по операциям с использованием пластиковых карточек, позволяющей значительно уменьшить риски банков и их расходы, связанные с размерами залоговых депозитов (в России, по предварительным оценкам, величина залоговых депозитов только по карточкам VISA и Eurocard/MasterCard составляет порядка 250-500 млн. долл. при их очень низкой доходности). В рамках концепции предусмотрено использование ЦБ РФ в качестве расчетного банка и создание небанковской кредитной организации, которая возьмет на себя осуществление межсистемного клиринга по операциям с использованием банковских карточек. Предполагается также, что со временем эта структура возьмет на себя часть процессинговых функций, что должно существенно снизить отчисления по межбанковским расчетам и самым позитивным образом сказаться на стоимости обслуживания карточек и объеме комиссии, а значит, и росте клиентской базы.
Если препятствие непреодолимо, то... его можно обойти
Большой интерес представили также сообщения, касающиеся вопросов обеспечения информационной безопасности. По сообщению Алексея Волчкова ("Ланкрипто"), в конце прошлого года - начале нынешнего произошел очень крупный прорыв в области использования средств защиты информации: при поддержке его компании Газпром зарегистрировал в Госстандарте в качестве отраслевых стандартов газодобывающей промышленности стандарты в области защиты информации.
Эти стандарты рассматривают вопросы кодирования данных для передачи информации в открытых каналах связи, выработки общего ключа для пользователей и всего того, что связано с электронно-цифровой подписью. Важно в этом событии то, что эти средства не подпадают под категорию шифровальных средств, а значит, теперь любой пользователь может реализовывать указанные стандарты, не опасаясь подвергнуться преследованиям со стороны спецслужб.
В настоящее время компания "Ланкрипто" занимается разработкой аналогичных стандартов для отрасли "Связь" и других крупных корпораций и готова разработать и зарегистрировать соответствующий стандарт для отдельного банка и предприятия или группы банков и предприятий.