Сегодняшним заказчикам важно, как быстро можно получить работающее решение и насколько хорошо оно будет работать
Перефразируя известное изречение, можно сказать, что идеалист - это плохо информированная личность. Представители политических и академических кругов как нельзя лучше подтверждают правильность этого высказывания. Люди именно этих профессий служат источником величайших ошибок, совершенных неисправимыми идеалистами.

К счастью, рынок вносит необходимые коррективы в необоснованные решения, поскольку люди дела должны решать главную задачу человеческой жизни - с выгодой для себя превращать ограниченные ресурсы в сколько-нибудь значимые продукты и услуги - иначе они пропадут. Это грязная (иногда в буквальном смысле) работа, поглощающая всего человека. Идеалисты мало что могут добавить к ее результатам, кроме, разве, эпитетов в превосходных степенях.

Впрочем, полное несовпадение с реальностью никогда не останавливало идеалистов от навязывания своих взглядов. Эти взгляды могут быть смертоносными, как, например, Политея (неправильно переведенная как Республика) или идеи Карла Маркса. Впрочем, чаще они только сами себя дискредитируют. Именно таким, на мой взгляд, является представление о том, что для системных интеграторов крайне важно быть независимыми от производителей.

Независимые интеграторы уже давно несут свою независимость на знамени как залог конкурентоспособности и ключ к успеху их заказчиков. Независимость превратилась в весьма распространенный символ веры - многие полагают, что такое интегратор не способен совершенствоваться, не осваивая продуктов самых разных производителей. Поклонники независимости обнаружили особый пыл в прошлом году, когда Computer Associates самым "коварным" образом попыталась купить компанию Computer Sciences (CSC). Среди наиболее рьяных оказался, разумеется, председатель совета директоров самой CSC Ван Ханикутт, который провозгласил, что в результате сделки независимость возглавляемой им компании от производителя "будет серьезно скомпрометирована и CSC утратит свой авторитет на рынке".

М-да. На авторитете крупнейшей в мире компании IBM Global Services, предоставляющей услуги по реализации и обслуживанию информационных систем, удивительным образом не отражается то обстоятельство, что она - филиал крупнейшего же производителя. Ее оборот (в 1998 году составил примерно 5 млрд. долл.) превышает оборот ее ближайшего соперника, компании Electronic Data Systems, которая при этом совершенно независима от любых производителей. Не менее удачно избегают проблем с авторитетом еще 29 фирм, входящих в сотню лучших интеграторов, которые являются подразделениями компаний-производителей. Их совокупный оборот в 1998 году составил 35 млрд. долл.

Впрочем, сказанное ни в коем случае нельзя воспринимать как попытку усомниться в искренности Ханикутта и его многочисленных единомышленников, пропагандирующих независимость от производителя. Идеалистам по определению положено слепо верить. Возможно, они просто проигнорировали или "рационально истолковали" и результаты опроса, проведенного консалтинговой компанией McKinsey & Co, в котором участвовали 1000 корпоративных заказчиков Великобритании и Северной Америки. Они оценивали важность различных критериев выбора информационных решений и их поставщиков. Пресловутая "объективность" не попала даже в первую шестерку. Главным качеством была названа скорость выхода решений на рынок, вторым - их зрелость.

Другими словами, сегодняшним заказчикам важно, как быстро можно получить работающее решение и насколько хорошо оно будет работать. И, конечно, первое не должно быть достигнуто в ущерб второму.

Тут есть о чем задуматься. Internet-экономика, отличающаяся стремительной скоростью изменения бизнес-моделей, которая сама по себе служит средством получения преимущества перед конкурентами, отодвигает независимость от производителей на все более дальний план. Независимые интеграторы могут - и вполне искренне - убеждать всех в превосходстве своего подхода, но правда состоит в том, что все это не более чем приправа. Мясо и гарнир - быстродействие и адекватная функциональность - часто оказываются более аппетитными у самих производителей или независимых компаний, работающих лишь с одной платформой.

Чем скорее независимые интеграторы осознают, насколько мало зависит нейтралитет в отношении производителя, тем скорее они смогут сосредоточиться на достижении действительно важных результатов. Впрочем, возможно, я в свою очередь идеализирую влияние этого фактора.


Энтони Страттнер - ответственный редактор Solutions Integrator. С ним можно связаться по электронной почте по адресу anthony_strattner@idgchsg.com.