По словам генерального директора CPS Сергея Фенева, были отобраны доклады наиболее интересных для дилеров производителей, получивших возможность еще раз рассказать о своих главных разработках (мнение дилеров получено путем анкетирования), с которыми у CPS "хороший бизнес". Лишь две компании из числа приглашенных отсутствовали на семинаре: "Коминфо" (опоздала с заявкой) и "Арсеналъ", выразившая таким образом неприятие совместных усилий CPS и Symantec по продвижению на российский рынок дешевой версии Norton Commander.
Естественно, специально к семинару новое ПО выпущено не было, и практически все продукты, о которых шла речь, уже получали отражение на страницах компьютерной прессы, в том числе и нашего еженедельника. Но и простое перечисление наиболее интересных производителей-участников и тем их докладов может быть небесполезным для субъектов рынка ПО. Итак, на семинаре были представлены (в порядке выступлений) Symantec (тема доклада - Norton Antivirus 5.0), NMG (мультимедийные продукты компании), IBM (DB2 и VisualAge for Java), Lotus (Domino), Inprise (обзор продуктов и технологий), ПроМТ (PROMT Internet, PROMT Internet Translation Server, PROMT Translation Server), ABBYY (FineReader), Corel (CorelDraw 9, WordPerfect Office 2000), Netscape (серверные продукты), Microsoft (вопросы лицензирования ПО и поддержка разработчиков), "Лаборатория Касперского" (AVP).
Программы обоих дней завершали круглые столы. Один из них был посвящен общему состоянию российского рынка ПО, второй - наболевшей теме пиратства.
Первую дискуссию открыл Сергей Фенев, по словам которого доходы от продажи ПО в этом году вдвое уступают показателям аналогичного периода 1998 года. Падение естественным образом сопровождалось усилением конкуренции между субъектами рынка, его реструктуризацией и ростом пиратства.
Реструктуризация выразилась, в частности, в уменьшении (с 70 до 50%) доли зарубежных производителей ПО в обороте CPS, резком снижении объемов продаж конечным пользователям (доходы от продаж мультимедийных продуктов упали до 10-15% уровня прошлого года, а в обороте CPS их доля сократилась с 25 до 5%).
Впрочем, нет худа без добра. По мнению Фенева, теперь стало легче работать с производителями, которые, осознав новые реалии рынка, несколько умерили свои требования к дистрибьютору.
О росте конкуренции может косвенно свидетельствовать, например, то, что встретившиеся на семинаре конкуренты - Symantec и "Лаборатория Касперского" не удержались от взаимных выпадов. Справедливости ради стоит отметить, что тон задал сотрудник представительства инофирмы, высказывания которого в адрес не названных прямо конкурентов балансировали на грани принятых на компьютерном рынке норм. Впрочем, уже сама жесткость дискуссии свидетельствует о том, что не все так уж плохо у отечественных борцов с вирусами...
Завершился семинар круглым столом, посвященным пиратству. Для обсуждения сего бича всех производящих ПО и торгующих им CPS пригласила первых лиц трех самых известных в России антипиратских организаций - АБКП (Ассоциация по борьбе с компьютерным пиратством), BSA (Business Software Alliance) и "Русский щит". Эти компании имеют разный статус, защищают интересы очень различных клиентов и, естественно, взгляды на "борьбу" у них тоже весьма и весьма различаются. Некоторые высказанные ими (и наиболее активными дилерами) мнения были весьма неожиданны, а посему их лучше читать в подлиннике: стенограммы обоих круглых столов будут опубликованы несколько позднее. Можно смело утверждать, что задержка не повлияет на актуальность материала: пиратство за это время никуда не денется и рынок кардинально не изменится.
Завершился семинар традиционной процедурой вручения лучшим дилерам разнообразных сертификатов.