Развитие технологий требует поиска нетрадиционных методов обучения
Студенты курса новых технологий, преподавание которого ведет Райан Нельсон, не просто слушают лекции и сдают зачеты. Учащиеся Школы коммерции Макинтайра при Университете штата Вирджиния самостоятельно изучают новые технологии и регулярно сообщают о своей деятельности на специальном Web-узле. Перед ними стоит цель научиться приобретать новые навыки прямо на рабочем месте.
"Студенты должны научиться адаптироваться к непрерывному обновлению технологий, - говорит Нельсон. - В частности, мы приучаем студентов к самообразованию".
Неизвестно, какие технологические тенденции будут преобладать в следующем столетии, что последует за Web и системами планирования ресурсов предприятий. Какие же изменения следует внести в корпоративные и университетские программы обучения, чтобы подготовить учащихся к неведомому будущему? Специалисты выделяют три основные тенденции, характерные для обучения специальностям сферы информационных технологий:
- бизнес-навыки будут играть не менее важную роль в успехе специалиста по ИТ, чем технические навыки;
- обучение корпоративных служащих большинства профессий будет переведено с традиционных методов на новые (такие, как обучение с помощью Web);
- специалисты по ИТ должны рассматривать образование как непрерывный, направляемый самостоятельно процесс.
Деловая хватка
ИТ все теснее интегрируются с остальными аспектами бизнеса, поэтому от менеджеров все чаще требуют наличия навыков управления проектами, руководства персоналом, составления смет, распределения финансов и разработки стратегических бизнес-планов.
По данным GartnerGroup, в 1998 году доля технологических навыков, которыми должны были владеть работники сферы ИТ, составляла 65%. По прогнозу, к 2002 году 65% составит доля бизнес-навыков и навыков ИТ-менеджмента. Технологические навыки сохранят большое значение, однако для решения сугубо технологических задач компании все чаще будут обращаться к услугам специализированных фирм. Составители доклада GartnerGroup рекомендуют компаниям как можно скорее обеспечить для своих служащих возможность приобретения бизнес-навыков и навыков ИТ-менеджмента.
"Прошли времена, когда можно было сойти за опытного специалиста, не обладая при этом высокой коммуникабельностью, навыками в области менеджмента и консалтинга", - говорит Эллен Вагнер, вице-президент консалтинговой службы компании Informania, специализирующейся на технологических методах обучения.
Как заметила Вагнер, новые навыки обязательно дадут о себе знать: работа над проектами пойдет быстрее; проще будет нанимать персонал; кроме того, благодаря более эффективному распределению заданий никто не будет перегружен работой.
Где можно будет приобрести такие навыки? По мнению Нельсона, в обучении новым методам все большую роль будут играть бизнес-школы, ориентированные на ИТ.
"Впрочем, учитывая изменения спроса и предложения, - продолжает Нельсон, - со временем и другие не связанные с бизнесом учебные заведения и программы обучения аспирантов станут готовить специалистов нового поколения".
В высших учебных заведениях приветствуют идею образования, обеспечивающего приобретение широкого круга навыков.
По словам Вагнер, в пример можно привести Университет губернаторов Запада в Солт-Лейк-Сити. Он был основан два года назад губернаторами 14 западных штатов США и главами нескольких крупных компаний. Студенты Университета не просто прослушивают курсы, но и проходят тесты на оценку приобретенных навыков.
Некоторые из учебных программ, начинающих действовать с осени нынешнего года, включают в себя такие курсы, как электронная коммерция, администрирование сетей и разработка приложений.
Новые технологии обучения
Перемены в области методик обучения корпоративных служащих будут гораздо более существенными, чем изменения в университетских образовательных программах.
По данным GartnerGroup, в 1998 году доля обучения с использованием технологий составляла 25% от общего объема образования (остальные 75% приходились на обучение под руководством инструктора). В соответствии с прогнозом, к 2002 году доля обучения с использованием технологий достигнет 50%. Наибольший рост будет наблюдаться в сфере методик обучения, основанных на Web.
"Методы обучения необходимо адаптировать к темпам развития технологий, - говорит Чарльз Герхардс, помощник губернатора штата Пенсильвания по информационным технологиям. - Администрация штата привыкла рассматривать обучение как необходимую обузу, а не как инвестиции в будущее. Но сейчас мы действуем более гибко, и у работников сферы ИТ появилась возможность изучать что-то кроме их основных дисциплин".
Самостоятельное обучение
Многие специалисты по ИТ с трудом успевали адаптироваться к ускорению темпов развития технологий, наблюдавшемуся на протяжении последнего десятилетия. Однако, по словам президента консалтинговой группы Rainmaker Thinking Брюса Талгэна, "поколение X" по-другому относится к приобретению навыков. "Непрерывное обучение - лишь начало. Это самая простая составляющая новой информационной среды", - считает он.
По словам Талгэна, непрерывное обучение не сводится к простому посещению курсов в процессе развития карьеры. Сбор, обработка, анализ, интерпретация и фильтрация информации должны стать неотъемлемой частью деятельности человека на рабочем месте.
"Подобный подход является более естественным для тех, кто привык думать, учиться и общаться в условиях информационной революции", - продолжает Талгэн.
"Сейчас школьники уже готовы к тому, что технологии будут развиваться быстро, - говорит Джон Бейли, директор управления технологий обучения департамента образования Пенсильвании. - Они принимают как должное, что свои навыки им придется обновлять".
В следующем столетии, по-видимому, граница между специальностями в области ИТ и остальными будет стираться. Специалисты по ИТ должны будут приобретать бизнес-навыки, а служащим других профессий придется становиться более опытными пользователями компьютеров.
"Не хотелось бы употреблять термин 'работник умственного труда', но очевидно, что количество служащих, пользующихся компьютерными приложениями, будет расти, - говорит Герхардтс. - Работникам сферы ИТ придется делиться знаниями не только о принципах действия приложений, но и о смысле генерируемых ими данных. Главную роль будет играть, например, не столько сам отчет, сколько возможность самостоятельной его подготовки. В этом и заключается основная перемена".
Новое поколение
Отличается ли отношение к обучению в компаниях у специалистов нового и старого поколения?
Молодежь понимает, что ценность имеют те навыки и знания, которые можно продать. Молодые активно стремятся получать новые знания, но, чтобы достигнуть ощутимых результатов, стараются изучать что-то новое лишь когда это необходимо, пытаются сохранять контроль над процессом обучения.
Как отразится на специалистах по ИТ то, что все служащие компаний станут "работниками умственного труда"?
Под влиянием личного стремления каждого работника к успеху и давления со стороны начальства стиль работы специалистов по ИТ изменится в двух основных аспектах. Во-первых, им придется непрерывно пополнять свои знания по специальности, пользуясь для этого новыми методиками; а во-вторых, сами специалисты по ИТ будут играть важную роль в создании, накоплении и распространении новейших учебных ресурсов, таких как базы знаний.