Ответ на него был бы известен наверняка, если бы речь шла о выставке другого года


Евгений Касперский: "Когда тебя все уже знают и уважают, можно перестать посещать клуб"

Вопрос показался бы банальным и ответ на него был бы известен наверняка, если бы речь шла о выставке другого года. Но на этот раз обстоятельства складывались довольно драматично как для участников, так и для устроителей "Комтека". Несмотря на разразившийся в прошлом году кризис, цены на выставочные площади остались прежними. В результате из семи павильонов "Экспоцентра", которые занимал "Комтек" в прошлом году, осталось лишь два, правда, самых крупных. Сократилось и число участников.

Общие проблемы не обошли стороной и компании, занимающиеся разработкой ПО. Из бесед с их представителями выяснилось несколько любопытных закономерностей. Во-первых, выставку покинули (или собираются покинуть) многие из тех, кто работает на рынке крупных корпоративных клиентов. Эти компании предпочли вложить деньги, которые пришлось бы потратить на оплату выставочных площадей, в другие мероприятия, как правило нацеленные на конкретных заказчиков. Вероятно, это связано с тем, что "Комтек" (как, впрочем, и CeBIT) все больше становится похожим на шоу для массового потребителя. Существенную долю бизнеса многих нынешних участников составляют продажи (часто не без помощи партнеров) на массовом розничном рынке, а также на рынках малых и средних предприятий.

Характерным примером "уходящего" участника может служить компания SAS Institute. В нынешней выставке она участвовала "в силу исторических причин" (такую формулировку предложила Инна Андреева, менеджер по маркетингу российского представительства компании) и при других обстоятельствах предпочла бы потратить деньги иначе. Но раз уж участвовать, так участвовать. Компания организовала на своем стенде трехдневную конференцию. Целесообразность же участия SAS в следующем "Комтеке" находится под большим сомнением.

Вторая закономерность: практически для всех опрошенных мной компаний "Комтек", по крайней мере нынешний, - это в первую очередь имиджевое мероприятие, акт престижа, возможность продемонстрировать, что компания полна сил, прочно удерживает свои рыночные позиции и намерена и дальше бороться за место под солнцем. Как заметил Евгений Касперский, "Комтек" стал для российской компьютерной индустрии чем-то вроде клуба. "Чтобы тебя уважали, надо посещать клуб. Когда тебя все уже знают и уважают, можно перестать посещать его", - считает Касперский.

Третья закономерность: наиболее удовлетворены участием в нынешней выставке те, кто подготовил специальную программу мероприятий. В этом случае компания считает основным результатом участия в ней выполнение такой программы, пожиная финансовые плоды в течение многих месяцев по окончании выставки. Правда, "жатва" контактов в этом году не обещает быть обильной. Так, Аревшад Вартанян, первый вице-президент корпорации "Галактика", сообщил, что в этом году сотрудникам компании удалось собрать в 2,5 раза меньше, чем на предыдущей выставке. Вероятнее всего, схожие пропорции будут наблюдаться и у других участников.

Кое-кто (например, генеральный директор "Лаборатории Касперского" Наталья Касперская) вообще сомневается, состоится ли "Комтек" в следующем году. Однако большинство не разделяют подобный скептицизм, считая, что эта выставка по-прежнему остается ведущей российской компьютерной выставкой, поскольку у нее есть свое лицо, она идеально подходит для презентации новых версий программ и по-прежнему остается местом встреч сотрудников компаний с профессионалами-пользователями и заказчиками, одним из важных способов получения обратной связи.

Ну и, наконец, "Комтек" - индикатор рынка, так что, скорее всего, по мере его подъема выставка вернет свои позиции. Рано еще списывать "Комтек" со счетов. Выставка по-прежнему важна и для тех, кто в ней участвует, и для тех, кто ее посещает, и для тех, кто поглядывает на нее со стороны.