Августовский кризис и отечественный телекоммуникационный рынок
Выставка "Связь-Экспокомм '99" побудила корпорацию Ericsson проанализировать воздействие известных августовских событий на отечественный телекоммуникационный рынок.
По данным, обнародованным вице-президентом российского отделения компании Эдди Оманом, кризис привел как к резкому снижению доходов, так и к сокращению инвестиций. В докризисный период рост зарубежных инвестиций в сфере сотовой связи составлял 50-100% в год, ежегодно удваивалась и абонентская база. Однако в 1998 году зарубежные инвестиции едва дотянули до 400 млн. долл., тогда как годом раньше этот показатель равнялся 620 млн. долл. Если в 1997 году суммарная прибыль в российской телекоммуникационной отрасли составила 10 млрд. руб. (около 1,7 млрд. долл.), то в прошлом году имели место чистые убытки в размере 650 млн. руб. (или 50 млн. долл., если считать по среднему курсу 13 руб./долл.).
Распределение долей производителей оборудования для сотовой связи таково: Ericsson - 40%, Nokia - 22%, Siemens - 17%, остальные компании - 21%. Эти показатели варьируются в зависимости от стандарта сотовой связи. Так, рынок изделий для сетей NMT-450 поделен между двумя компаниями - Ericsson и Nokia - в пропорции 2:1. (Впрочем, возможно, данные, которые сообщили представители самой Ericsson, нуждаются в определенной корректировке.)
В ближайшие два года в компании не ожидают заметного подъема на российском рынке сотовой связи. В числе факторов, которые будут сдерживать его развитие, называются резкое уменьшение доходов операторов (в долларовом выражении) и, как следствие, отсутствие средств для крупных инвестиций, замедление роста числа абонентов (которых в марте насчитывалось около 800 тыс.), рост протекционизма в секторе сотовой связи и процесс консолидации операторов.