Помните видеотекст? В 1983 году ведущие исследовательские фирмы предсказывали, что к 1987 году объем продаж систем видеотекста будет составлять 7 млрд. долл. Реальные результаты не дотянули до отметки 10% от прогнозируемых.
Регулярно встречаются существенно различающиеся прогнозы, касающиеся одних и тех же вещей. Согласно прогнозу Национальной торговой ассоциации, объем интерактивных рождественских продаж в 1998 году должен был составить 174 млрд. долл. По оценкам Jupiter Communications, он был равен 2,3 млрд. долл.
Более того, не согласуются даже оценки, касающиеся того, что уже произошло. В 1997 году Forrester Research и International Data Corp. сообщили совершенно разнящиеся данные об объеме рынка электронной коммерции за 1996 год: 9,5 млрд. долл. и 5,4 млрд. долл. соответственно.
Специалисты, готовящие прогнозы, не дураки и не шарлатаны. Но происходит так много событий, поступает так много статистических данных, так много деревьев губят напрасно, чтобы только забить газетные киоски буклетами, не несущими никакой осмысленной информации! Почему не признать очевидное, то есть не согласиться, что никто не может предсказать темпы роста электронной коммерции?
Трудность, однако, в том, что планировать что-либо, не имея возможности предсказать развитие ситуации, нельзя. Но для этого не нужно задаваться вопросом о том, каким станет это будущее. Нужно просто понять, насколько должны измениться требования будущего по сравнению с современными, чтобы разрушить ныне действующую модель бизнеса и заставить нас двигаться более энергично. А уже затем оценить, насколько возможно точно, станет ли будущее именно таким.
К примеру, какой процент потребителей, или пользователей компании, или прибыли от операций можно позволить потерять, прежде чем компания станет нерентабельной? В розничной торговле, в частности, совершенно очевидно, что если магазин потеряет 10% своих покупателей, он будет вынужден закрыться. По моим оценкам, можно позволить потерять около 15% поступлений, прежде чем перед типичной компанией возникнет призрак 11-й главы Кодекса о банкротстве.
Насколько реально, что развитие электронной коммерции приведет к этому в ближайшие три - пять лет? Для компаний, работающих в нефтехимической или фармакологической области, это маловероятно. С продавцами автомобилей, с турагентствами и книготорговцами, в торговле ценными бумагами это происходит сейчас. В банковской сфере? Пока неясно, но если четверть всей торговли ценными бумагами теперь происходит в Сети, то, вероятнее всего, в ближайшие три года банки потеряют 10% клиентов. Эти 10% все же небольшая часть целого, в то время как сейчас торговля в Сети по суммарному объему невелика. Но 10% могут изменить все основы бизнеса. И не нужны никакие грандиозные оценки типа сегодня 1 млрд. долл., а вскоре 1 трлн. долл. Попытайтесь проанализировать только степень уязвимости той или иной отрасли или даже компании.
Конечно, существует немало областей, в которых ИТ должны ориентироваться на конкретные технологии или производителей. Но прогнозы опять - и так будет снова и снова - остаются никудышными. Причина в том, что они исходят из неверного предположения, что в будущее из прошлого ведет прямая линия или гладкая кривая, что динамика компаний предопределена и поэтому может быть экстраполирована. Покажите мне экстраполяции 1990 года, в которых учтены компании, сегодня производящие так много шума: Cisco, Qwest, Lucent, Netscape, AOL, Yahoo, Nokia, Ariba или Exodus!
Умные компании делают разумные ставки. Они заменяют прогнозы бдительностью. Умные компании, работающие в области ИТ, создают собственные архитектуры, чтобы избежать непредсказуемости технологии за счет выбора стандартов и производителей, а также за счет планирования масштабируемости и возможностей интеграции. Сообразительные руководители сохраняют очень хорошую компанию благодаря производителям, с которыми они работают, книгам и публикациям, которые они читают, и людям, к которым они прислушиваются. Они всегда проверяют и подвергают сомнению свои собственные предположения. Чем более неопределенна и непредсказуема информационная отрасль в том, что касается технологии, конкуренции, приложений и реакции потребителей, тем выше вероятность добиться превосходства над конкурентами.
Последнее предсказание. Рынок предсказаний до 2000 года вырастет на 39,3%, а в 2001 году... рухнет.