Теперь, когда аналитики с Уолл-стрит отметили ухудшение финансовых показателей корпорации, у Розена снова появился шанс продемонстрировать свое умение действовать в критической ситуации.
На этот раз активность Розена воплотилась в неожиданном увольнении президента и генерального директора Пфайфера и Эрла Мезона, первого вице-президента и финансового директора корпорации.
65-летний Розен, начавший свою карьеру в качестве венчурного капиталиста, в течение почти 20 лет остается одной из ключевых фигур в микрокомпьютерной индустрии.
В конце 1981 года он встретился с молодым предпринимателем по имени Митч Капор, разработавшим электронную таблицу, которая получила название Lotus 1-2-3. Розен быстро инвестировал средства в новую компанию и выпустил эту программу на рынок. Из-за них, собственно, корпоративные пользователи и стали приобретать персональные компьютеры, что и помогло архитектуре IBM PC утвердиться в роли стандарта на настольную систему.
Розен также имел смелость и прозорливость прислушаться к планам трех молодых инженеров из Texas Instruments (одним из них был Род Кэнион) относительно "мобильного компьютера", первый набросок которого был нарисован в одном из ресторанов Хьюстона на обороте салфетки. Этот набросок впоследствии превратился в первый в мире мобильный компьютер, и компанией, которая его выпустила, была Compaq.
Однако Розен всегда крайне строго относился к своим генеральным директорам, требуя от них полной отчетности, невзирая на их прошлые успехи.
В начале 90-х Розен и являвшийся тогда генеральным директором Compaq Кэнион горячо спорили по поводу решения выйти на рынок недорогих ПК. Кэнион настаивал на том, что не хочет жертвовать столь известным качеством комплектующих, которые используются в семействе персональных компьютеров Compaq. Розен же утверждал, что компания могла бы выпускать намного более дешевые ПК, не снижая их качества, и завоевать новый для себя рынок.
В открытую не противореча Кэниону в вопросе о качестве, Розен втайне организовал в Compaq небольшой коллектив инженеров, поставив перед ними цель продемонстрировать возможность выпуска конкурентоспособных по цене настольных ПК. "Секретная команда" Розена выполнила свою миссию в короткий срок, собрав систему из готовых компонентов и стоившую вполовину меньше, чем ПК, выпускаемые Compaq.
Таким образом Розен выиграл внутреннюю политическую схватку с Кэнионом. А в начале 1992 года он одержал победу в изнурительной ценовой войне против конкурентов, которая не только позволила Compaq резко увеличить свою долю на рынке, но и сыграла существенную роль в гигантском росте всего рынка настольных ПК в последние семь лет. Вскоре после того как Compaq выпустила серию ПК младшего класса, Кэнион был отправлен в отставку и его место занял Пфайфер, который полностью разделял взгляды Розена на стратегию дальнейшего развития компании.
С того момента Розен все время оставался в тени, предоставив Пфайферу возможность возглавить беспрецедентный рост компании, специализировавшейся на выпуске ПК. Что тому и удалось, если учесть, что в 1991 году оборот компании составлял 3 млрд. долл., а в этом году, как ожидается, он превысит 40 млрд. долл. Однако Розен всегда держал руку на пульсе, и когда вновь настало время перемен, он продемонстрировал свою готовность к решительным действиям.
Хотя на следующий день после увольнения Пфайфера акции Compaq снизились на 2%, если судить по прошлому опыту, Розен найдет нужного человека, способного возглавить Compaq в этот критический момент.
Пфайфер многими аналитиками рассматривался как бизнесмен, который понимает, как вести маркетинг и строить ценовую политику, чтобы персональные компьютеры его компании могли опередить своих конкурентов.
Когда же настало время, когда пришлось заниматься мириадами вопросов, касающихся решений для крупных корпораций - от ПК до центров данных, его признали неподходящим руководителем.
Однако Розен не хочет сам руководить компанией, ему нужен человек, способный управлять структурой, которая сегодня стала намного сложнее, чем была в тот момент, когда ее возглавил Пфайфер.
Поэтому сейчас ведется поиск руководителя, способного перевести Compaq на следующий уровень. В прошлом Розену не раз удавалось сделать верный выбор, а в начале 90-х "победить" IBM на ее собственном поле - на рынке ПК. Удастся ли ему повторить этот успех?
Что касается внезапности увольнения Пфайфера, некоторые источники внутри Compaq утверждают, что такое решение не было для них неожиданным.