Мировой финансовый кризис отразился на развитии спутниковой связи
Неполадки в мировой финансовой системе (начиная с азиатского кризиса и заканчивая постепенным падением евро) оказали крайне негативное воздействие на развитие такого экзотичного пока (не только для нашей страны, но и для остального мира) вида связи, как спутниковая. Скажем, после августовского кризиса российские операторы сотовой связи, неоднократно обосновывавшие высокие тарифы на свои услуги необходимостью развития сети, неожиданно нашли солидные внутренние резервы и резко снизили стоимость своих услуг, при этом не перестав добавлять новые возможности и расширять территорию работы своих аппаратов за счет роуминговых соглашений.
Все это вкупе с крайне высокими ценами (стоимость контракта на подключение - около 8 тыс. долл., минута разговора - до 7 долл.) привело к тому, что число абонентов Iridium оказалось существенно меньше запланированного (план на конец года - 600 тыс. абонентов - выглядит абсолютно невыполнимым), консорциум понес существенные убытки, а его высшее руководство было отправлено в отставку. Их места временно заняты руководителями африканского подразделения.
Впрочем, директор по маркетингу "Иридиум-Евразии" Сергей Потемкин утверждает (не приводя цифр), что в Европе деятельность подразделения безубыточна (цифры он пообещал представить позднее, когда они будут утверждены официально). Потемкин, как это, впрочем, надлежит ему по должности, настроен оптимистически хотя бы потому, что, по его словам, даже в "обжитой" Западной Европе масса зон неуверенного приема сотового сигнала - например, на границах роуминговых зон или в море. (Справедливости ради надо заметить, что спутниковые телефоны и пейджеры плохо работают в помещениях, особенно без окон или с металлическими крышами.) Впрочем, новые модели, способные работать и в сотовом, и в спутниковом режиме, позволят совместить преимущества обоих видов связи.
Новое руководство Iridium принимает меры по выправлению ситуации. Стоимость базового пакета услуг снизилась до 6 тыс. долл., ожидается и снижение тарифов. Интересно, что одновременного уменьшения цен на спутниковые пейджеры не планируется, поскольку это новый товар и здесь ценовая политика только разрабатывается. Таким образом, разница цен между спутниковыми телефонами и пейджерами становится относительно невелика, что не может не сказаться на популярности последних.