Шоу, по случаю презентации Office 2000, было обставлено простенько, но со вкусом
За несколько дней до намеченной на 7 июня всемирной презентации Microsoft Office 2000 Сан-Франциско был наводнен рекламой нового продукта Microsoft. По городу сновали такси с прикрепленными на крышах рекламными табличками, кое-где на стенах виднелись огромные плакаты, призывающие обратить внимание на Office 2000. Пакет еще не поступил в продажу (официальные поставки начались лишь 10 июня), но компьютерные магазины уже предлагали коробки с обучающими программами пользователям, желающим освоить его новые возможности.
Все, похоже, было нацелено на то, чтобы подогреть интерес пользователей к очередной, в некотором смысле досрочной (все-таки до наступления 2000 года оставалось более полугода) версии популярного пакета программ.
Шоу, подготовленное по случаю презентации Office 2000, было обставлено простенько, но со вкусом. После приветственного слова мэра Сан-Франциско Вилли Брауна на сцену поднялся Стив Балмер, президент корпорации, и вручил мэру первую коробочную версию пакета. Затем он изложил концепцию создания Office 2000. Ее основная идея — устранить ограничения, стоящие перед пользователями, которые работают со знаниями (по-английски эта идея сформулирована так: let knowledge workers work without limits). Согласно концепции, новый Office должен стать инструментарием для повседневной работы тех, кому компьютер нужен как средство коммуникации, анализа информации, как средство «расширения возможностей» человеческого разума и «добавления новой стоимости в процессе использования этого разума».
Идея рассматривать компьютер в качестве средства, способного расширить возможности нашего разума, далеко не нова. По крайней мере, лет десять назад психологи, работающие в области изучения познавательных процессов, всерьез рассматривали ее, доказывая, в частности, возможность использования компьютера как инструмента для развития интеллектуальных способностей человека. Однако сейчас, на волне всеобщего интереса к переходу от обработки информации к работе над корпоративным знанием, к управлению знаниями, — предложенная Балмером точка зрения приобретает новое, очень свежее для многих звучание. Согласно его утверждению, около 60% (возможно и более) реализованных в этом году компьютеров будут проданы тем, кто намеревается использовать их для расширения собственных возможностей по обработке знаний.
Одновременно с выпуском Office 2000 корпорация Microsoft заявила о своем намерении убрать барьеры на пути тех, кто занят обработкой знаний: ограничения, касающиеся групповой работы над документами; барьеры совместимости офисных приложений для платформ Windows и Windows CE (кстати, мне не раз приходилось слышать сетования пользователей на слабую совместимость этих приложений); различия между электронными и печатными копиями; трудности доступа к корпоративным базам данных из приложений Office и т. д.
Думается, подобное заявление со стороны корпорации — не просто чисто маркетинговый лозунг или дань моде. С одной стороны, господство Microsoft в области офисных приложений очевидно. По всему миру продано более 100 млн. лицензий на продукты семейства Office. Если верить Балмеру, в большинстве компаний около 80% электронной информации составляют документы различных форматов приложений Office.
Закон больших чисел сегодня работает в пользу корпорации, но, с другой стороны, он создает дополнительную головную боль для ведущих специалистов Microsoft, вынуждая их корректировать прежние планы развития продукта в соответствии с работами, нацеленными на удовлетворение текущих нужд многомиллионной армии заказчиков. В результате на свет появляется нечто большое и многофункциональное, правда, несколько напоминающее лошадь — плод коллективного творчества из известной притчи. В новом пакете реализованы возможность поддержки в Word формата HTML в качестве основного; групповая работа над созданием документов HTML; доступ к SQL-серверам из Access; реализация в Excel отдельных функций оперативной аналитической обработки (OLAP); размещение в Web диаграмм и таблиц Excel (для их просмотра достаточно иметь стандартный браузер); поиск в размещеных на Web-узлах документах; подписка на сообщения, касающиеся отдельных Web-документов, и пр. Основной средой для совместной работы пользователей объявляется Internet/intranet. Outlook рассматривается в качестве приложения, которое должно стать для пользователей своего рода приборной доской — центром обработки текущей информации. Следует отметить еще одну любопытную деталь: для всех локализаций продукта основные исполняемые модули будут едиными, они не зависят от конкретного языка интерфейса или текущей языковой поддержки.
В скором времени должна быть обеспечена более тесная интеграция и преемственность приложений Windows и Windows CE, в отдаленной перспективе — применение новых каналов обмена информацией с пользователем (прежде всего голосовое взаимодействие) и самонастройка компьютера к привычкам и нуждам пользователя.
Как ни странно, но, судя по всему, анонс Office 2000 не произвел сногсшибательного впечатления на западные СМИ. По крайней мере, на состоявшихся после шоу пресс-конференциях наибольший интерес к продукту проявляли журналисты с развивающихся рынков, в первую очередь из стран Азии, Центральной и Восточной Европы. Реакция западных СМИ оказалась довольно сдержанной. Трудно сказать, с чем это связано, — то ли общественность ожидала чего-то другого, то ли не приняла новую концепцию, то ли она попросту привыкла к появлению на свет продуктов, равных Office по популярности. Впрочем, все еще может измениться — основные материалы о новом продукте появятся потом.
Ценовая политика
Как сообщила Кэй Морита, менеджер Microsoft по связям с зарубежной общественностью, корпорация планирует вести гибкую ценовую политику в отношении Office 2000. Цены на этот продукт будут устанавливаться в зависимости от условий конкретного региона. Для розничных продаж в США рекомендованы следующие цены.
Premier — 799 долл. за полную версию и 399 долл. — за обновление.
Professional — 599 долл. для новых пользователей и 309 — для тех, у кого уже есть предыдущие версии.
Standard — 499 долл. за полный пакет и 209 долл. — за обновление.
Office 2000: что нового?
За несколько дней до всемирной презентации российское отделение Microsoft провело семинар для журналистов, в ходе которого Сергей Алпатов, менеджер по маркетингу приложений и операционных систем представительства Microsoft в Москве, рассказал о различных конфигурациях пакетов программ семейства Office и, конечно же, о новых свойствах основных продуктов семейства.
Office 2000 будет выпускаться в четырех вариантах, предназначенных для конечных пользователей, — Standard, Small Business, Professional и Premium Edition. В пакет Standard, ориентированный на индивидуальных пользователей, войдут программы Word, Excel, Outlook и PowerPoint. В варианте Small Business к ним добавятся также малая издательская система Publisher и набор утилит Small Biz Tools. В Professional, рассчитанный на корпоративных клиентов, будет входить еще и СУБД Access, а в Premium, предназначенный для тех корпоративных заказчиков, которые интенсивно работают с Web, помимо всего прочего, войдут FrontPage и PhotoDraw. Кроме того, появится вариант для разработчиков — Developer?s Edition, в него войдут инструментальные средства и библиотеки периода выполнения.
Существенно изменились возможности Office по поддержке Web-технологий и по работе с корпоративными данными |
По мнению Алпатова, наиболее существенно изменились возможности Office по поддержке Web-технологий и по работе с корпоративными данными. Web теперь играет очень важную роль. В состав набора утилит Small Biz Tools входят программы расширения сервера Office Server Extensions. Они устанавливаются на Web-сервер и обеспечивают интеграцию офисных приложений на рабочих станциях с сервером Internet. В частности, значительно облегчают публикацию документов на Web-сервере. Кроме того, с их помощью можно размещать на сервере таблицы и диаграммы Excel, просмотр которых возможен и через обычный Web-браузер. При первом чтении опубликованного на Web-сервере гипертекстового документа утилиты расширения могут проверить актуальность ссылок и, если пользователь пожелает, откорректировать их. Для оповещения сообщений об изменениях в документе предусмотрен механизм подписки. Еще одна важная роль программ расширения — поддержка групповой работы над документами формата HTML. Примечательно, что комментарии и тексты дискуссий, касающиеся конкретного HTML-документа, хранятся отдельно, в базе данных SQL. В качестве сервера баз данных рекомендуется использовать обычный Microsoft SQL Server или входящий в состав утилит «усеченный» сервер Microsoft Server Database Engine (MSDE). С помощью утилит осуществляется также поиск по ключевым словам документов на Web-сервере.
Для доступа к данным в корпоративных базах данных, управления ими, а также для создания новых баз предусмотрена возможность доступа к SQL-серверам из СУБД Access. Примечательно, что в состав русской версии Office 2000, выпуск которой намечен на конец лета, войдут конвертеры для обмена данными Excel с экономическими приложениями российской компании «1С». Кроме того, предусмотрена поддержка интерфейса доступа OLE DB.
Усовершенствованы и возможности администрирования и сопровождения программ Office. В частности, появились автоматическое восстановление исполняемых и конфигурационных файлов в случае их потери или повреждения (для восстановления используются инсталляционные копии пакета на дисках CD-ROM или на сетевых дисках); удаленная установка всего пакета и/или его конфигурационных файлов; настройка сообщений об ошибках. Дальнейшее развитие получила многоязыковая поддержка. Весьма любопытна, в частности, возможность автоматического распознавания языка вводимого предложения. Теперь, если пользователь забудет переключиться на нужный язык, после того как он поставит точку в конце предложения, программа сама попытается угадать, с каким языком следует соотнести набранный текст. Автокоррекция и редактирование возможны сразу для нескольких языков.
Наконец-то буфер обмена способен хранить не один, а сразу несколько (до десятка) фрагментов. Существенно расширен и систематизирован набор картинок ClipArt. Интеграция с электронной почтой добавлена во все приложения. Есть также и другие, не столь кардинальные, но все же существенные изменения. Так, в программе Word теперь можно начать набирать текст в любом месте документа, в том числе ниже самого последнего знака абзаца. Возможно масштабирование документов, например, формата А4 в формат А5, что бывает иногда удобно. В Excel появились новые типы диаграмм. Для облегчения анализа случайных данных вычисляется и рисуется среднестатистическая линия. При выделении ячеек теперь используется не инверсия цветов, а их оттенение. В PowerPoint появился трехоконный просмотр: в одном из окон можно просматривать список слайдов презентации, в другом — текущий слайд, в третьем — комментарии и заметки к нему. Форматы документов Office 2000 остались прежними у Word, Excel и PowerPoint. Формат файлов Access изменен так, чтобы обеспечить поддержку кодировки символов Unicode.