Cпад объема заказов на специалистов со стороны компьютерных компаний мы почувствовали уже ранней весной. Вероятно, это было связано с тем, что объемы продаж упали и фирмы перестали нуждаться в новых сотрудниках.
Я сразу хочу оговориться, что речь идет о компьютерных компаниях, на телекоммуникационном рынке все по-другому. И стоит учитывать нашу специфику: пока мы работаем почти исключительно с иностранными компаниями.
Что изменилось после пресловутого 17 августа?Положение, естественно, усугубилось. Фирмы стали сокращать персонал, и рынок наводнился специалистами, причем высококлассными специалистами. Cначала это было скорее избавление от балласта. Затем начали резать по живому, и это очень серьезно обострило ситуацию на рынке труда.
На каком из сегментов рынка сильнее всего сказался кризис?Если брать рынок в целом, то, как известно, сильнее всего пострадал банковский. Но и компьютерный испытал не меньший удар. И в компьютерном, и в телекоммуникационном бизнесе сильнее всего, на мой взгляд, пострадали компании, производящие аппаратное обеспечение. Разработчики ПО пострадали меньше. В телекоммуникационном секторе наименьший кадровый ущерб понесли фирмы — провайдеры услуг связи.
Кого в компьютерных компаниях сокращали в первую очередь?Если говорить об общих тенденциях, то многие компании до кризиса имели очень большие отделы прямых продаж. Однако специфика нашего рынка такова, что работа, как правило, успешнее идет через российских партнеров. Поэтому размеры отделов прямых продаж сократились в первую очередь. Во многих фирмах были чрезмерно раздутые отделы маркетинга. Пострадали и их служащие. В наименьшей степени, как мне кажется, кризис коснулся специалистов по конкретной технике.
И куда пошли сокращенные?Тут все зависит от способности адаптироваться. Единицы смогли перейти в другую западную компанию. Большая часть — к российским партнерам, системным интеграторам. Для них это была очень сильная потеря в деньгах, статусе, резкая смена корпоративной культуры. А некоторые до сих пор продолжают чего-то ждать, не хотят снижать планку своих запросов.
Очень многие уехали — те, кто имел соответствующие желание и способности. Прежде всего технические специалисты. В последние месяцы проявилась еще одна тенденция: крупные западные компании разворачивают здесь, так сказать, временные трудовые коллективы, в основном из специалистов начального уровня — программистов, аналитиков. Формируются такие группы специалистов на базе российских партнеров — системных интеграторов, например. Массовый рекрутмент в сфере высоких технологий — это, надо сказать, новая тенденция. Раньше так нанимали рабочих, продавцов товаров народного потребления и т. д.
Конечно, сокращения коснулись и их. Но в целом там положение гораздо лучше: пока компания работает, ей нужен человек, поддерживающий ее компьютерную систему в работоспособном состоянии.
Сейчас ситуация несколько стабилизировалась. Даже заговорили о некотором подъеме компьютерного рынка. А что с соответствующим рынком труда?
Мы как компания по подбору кадров понемногу возвращаемся на свои докризисные рубежи, к докризисным цифрам. Если же говорить о самом рынке труда информационных технологий, то он, скорее, замер, оживление если и есть, то незначительное.
В первую очередь это технические специалисты, как правило — по новым или редким продуктам. Вакансии в отделах продаж возникают крайне редко, при необходимости компании предпочитают возвращаться к тем, с кем они ранее вынужденно расстались. То же самое касается маркетинга.
На рынке провайдеров услуг связи ситуация немного другая. Они сейчас претерпевают значительные структурные изменения: в некоторых случаях это слияние, иногда — полная реструктуризация. Естественно, для того чтобы появилась потребность в новых кадрах, нужно, чтобы эта стадия прошла. В принципе мы ожидаем этого уже в ближайшем будущем.
Легкость поиска специалистов через Internet — это, по-моему, иллюзия. Для того чтобы из огромного числа резюме отобрать действительно достойные, надо иметь огромный штат кадровой службы. На каком-то этапе развития компания может себе это позволить, но достаточно быстро станет ясно, что это слишком дорого и неэффективно. И, как правило, в западных фирмах, несмотря на существование раздела «Работа», сотрудники подыскиваются через кадровую компанию. К этому постепенно приходят и российские фирмы. Поскольку просмотреть резюме, вычленить из них реально подходящие, проинтервьюировать и отобрать достойных претендентов — нелегкая работа.
А зачем тогда эти разделы на узлах?Это может делаться из каких-то политических соображений. Опять же, всегда есть желание получить результат легко и дешево. Какие-то вакансии, например программистские, действительно могут заполняться, но более серьезные — вряд ли.
Есть ли у вас прогнозы в отношении рынка труда в сфере высоких технологий?Думаю, будут развиваться тенденции, о которых я уже говорила. Представительства тех западных компаний, которые останутся в России, превратятся в относительно небольшие и мобильные структуры. Их работа будет строиться через партнеров. Поэтому продолжится переход специалистов из западных компаний в российские. Будет расширяться практика создания коллективов из российских специалистов для работы здесь, но над «западными» задачами. И, к сожалению, сохранится отток ИТ-специалистов за рубеж.
Kelly Services
Компания основана Уильямом Келли в 1946 году. С 1985 года входит в список Fortune 500. Представительство в Москве (Kelly Services CIS) открыто в 1996 году. Сегодня Kelly Services принадлежат 1800 офисов в 21 стране мира (оборот в 1998 году — 4,1 млрд. долл.).