Какие компьютерные выставки нужны?
С течением времени эмоции стихают. И тогда суждения о прошедших событиях становятся более конструктивными. Место оценок «хорошо» или «плохо» занимают конкретные предложения, как изменить выставку, чтобы она стала полезней для всех (правда, и в этом случае представления о совершенствовании выставки могут заметно различаться).
В публикуемых в этом выпуске статьях представлены мнения людей, в работе которых выставки занимают разное место. Представитель Comtek International, занимающейся организацией «Комтека», Санджар Тургунов делится своими мыслями о дальнейшей судьбе этой выставки. Для руководителя компании EDC Сергея Македонского выставки - объект исследования. Аналитик IDC Роберт Фариш посещает выставки с целью сбора информации о российском компьютерном рынке.
Многие рассматривают выставки как один из источников новых сведений об ИТ. Тем не менее этот источник — не единственный и, скорее всего, не самый лучший.
Есть еще, например, конференции с семинарами. Наблюдается заметный рост числа подобных мероприятий. И, как утверждают организаторы семинаров, часто от них бывает больше пользы, чем от участия в выставках. В статье Сергея Кузнецова рассказывается о конференции OpenForum, организованной издательством «Открытые системы» в качестве преемницы выставки Unix Expo с намерением сделать ее ежегодной.
Эволюция "Комтека"
Санджар Тургунов: «Мы будем ориентировать выставку ?Комтек? на вертикальные рынки» |
Изначально выставка устраивалась для того, чтобы помочь выходившим на российский рынок компаниям-производителям найти новых, а некоторым даже первых дистрибьюторов и дилеров. Затем, когда многие уже поработали некоторое время на рынке, речь пошла о необходимости укрепления с помощью выставки имиджа торговых марок или обеспечения их узнаваемости (то, что по-английски называется brand-name recognition). На сегодняшний день российские компании также приобрели весьма и весьма значительный вес на рынке и играют на выставке все более заметную роль. Мы стремимся каким-то образом сегментировать выставку, ориентировать ее на вертикальные рынки. Два варианта уже прошли апробацию: Publishing Expo и Expo CAD. Ими мы не ограничимся и будем дальше работать в этом направлении. На наш взгляд, концепция развития выставки — ориентация на узкие сегментированные рынки. При этом значительная часть ее экспозиции будет отведена под тематические разделы.
Не кажется ли вам, что «Софтул» превращается в серьезного конкурента «Комтека»?Безусловно, концепция «Софтула» тоже меняется. Первоначально это была российская выставка российского же ПО. Однако теперь в ней уже участвуют и западные компании, а на ее стендах демонстрируется также компьютерное оборудование. «Софтул» — хорошая выставка, я ее посещаю ежегодно, и мне кажется, что она с каждым годом становится все лучше. Самое главное ее отличие от «Комтека» в том, что она проводится осенью. Что касается конкуренции, то мы, естественно, соперничаем с «Софтулом», но надеемся, что «Комтек» останется ведущей выставкой, и полагаем, что для этого есть все основания.
Не планировалось ли когда-нибудь проведение осеннего «Комтека»?Если бы мы хотели проводить два «Комтека», то организовали бы их. На наш взгляд — и эту позицию мы занимали еще четыре-пять лет назад, — российскому рынку не нужны две общие большие выставки. Он не настолько велик и их просто не выдержит.
Другое дело — специализированные экспозиции. Весной помимо общей выставки — «Комтека» мы организуем Internetcom. Откровенно говоря, в то время, когда мы задумывали эту выставку (тогда она называлась Netcom), возникала мысль о возможности проведения еще одного «Комтека» осенью. Однако и тогда мы решили, что рынку он просто не нужен.
Конечно. Мы работаем над тем, чтобы для начала сделать планировку выставки на Web-узле рабочей, «живой». На ней будут всевозможные ссылки, чтобы можно было понять, какие места свободны, а какие еще не заполнены, где будут размещаться конкретные компании, и, может быть, каким-то образом ознакомиться с продукцией, которая будет демонстрироваться участниками.
То, что делается сейчас или будет делаться в ближайшее время для Web-узла «Комтека-2000», рассчитано в первую очередь на участников. Что касается посетителей выставки, то, на мой взгляд, сайт начинает работать на них не раньше, чем за два месяца до открытия «Комтека»: до этого посетители вряд ли будут заходить на узел выставки. Не исключено, что для них мы будем каким-то образом выделять на узле новинки. Кроме того, сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы сделать на нашей Web-странице ссылки на узлы компаний-участниц.
Мы работаем в этом направлении. Действительно, скорее всего, развлекательную и деловую экспозицию будут посещать разные люди. Но мы хотели бы попытаться совместить на выставке обе «философии» — бизнеса и развлечений, хотя это достаточно сложно организовать.
Тем не менее мы прекрасно понимаем, что разделение экспозиции необходимо сделать, и каким-то образом реализуем эту идею уже в будущем году. Компании, которые ориентируются на массового потребителя, мы попытаемся собрать в одном павильоне (или зале одного павильона), а фирмы ориентирующиеся в основном на деловых людей, готовых принимать решение прямо на выставке, разместятся в соседнем зале или даже другом павильоне. Вот над чем мы собираемся работать в будущем. Повторю, что решить вопрос сложно по чисто техническим причинам.
Нам очень трудно оценить это. По нашим оценкам, сделанным на основе бесед с представителями компаний-участниц, эта величина составляет примерно 80%. Сюда относятся и те, кто остался «абсолютно довольным», и те, кто «ожидал, что будет хуже».
Некоторые фирмы остались недовольны тем, что, по их мнению, организаторы «Комтека» недостаточно активно привлекают новых посетителей.Что касается привлечения новых посетителей, то это достаточно сложно сделать по одной причине. «Комтек» — выставка достаточно старая и «раскрученная». Мы каждый год стремимся увеличивать число посетителей, обновляя базу данных тех людей, которым рассылаем приглашения. Но такого количества абсолютно новых посетителей, какое было в начале 90-х, нереально ожидать в любом случае.
Компании, участвующие в выставке семь-восемь лет, знают большинство — или даже всех — своих клиентов, в том числе и потенциальных. Поэтому привлечь новых заказчиков им очень трудно. Тем не менее мы работаем над тем, чтобы привлекать больше деловых людей.
Есть разные компании и соответственно различные концепции участия в выставке. Есть компании, которые хотят привлечь новых посетителей: таким старые клиенты неинтересны. Но есть большой круг компаний, желающих пообщаться на выставке с теми, кого они знают. Если к ним придут новые — великолепно, но главное для них все же общение со старыми знакомыми.
Так, дилеры могут быть только «относительно новыми»: это означает, что раньше они просто не работали именно с той или иной компанией. Совсем новые дилеры редко появляются: все-таки компьютерный рынок уже достаточно развит.
Один из показателей успешности выставки нынешнего года — возросшее число «относительно новых» дилеров. Дело в том, что после кризиса многие региональные дилеры приехали на «Комтек» посмотреть, какие компании остались на российском рынке. И не найдя своих старых партнеров, они просто были вынуждены обратиться к новым.
Сейчас сложно прогнозировать: во многом это будет зависеть от ситуации в стране. Наш главный ориентир — участники. Мы пытаемся оценить, что они хотят, потому что выставка организуется в первую очередь для участников. Сегментация, разделение деловой и развлекательной экспозиции — те направления, которые мы будем развивать. О том, что конкретно будет реализовано в будущем году, а что, например, к 2005 году, мы вряд ли готовы сказать.