Борьба за рынок телекоммуникаций скоро обострится
Xотя реальные доходы компаний на российском рынке услуг связи в прошлом году сократились в 1,5 раза, в последнее время здесь наблюдается устойчивый рост доходов в рублевом исчислении. Это утверждают эксперты, выступившие на семинаре, организованном компанией
KPMG для представителей операторов связи и магистральных сетей передачи данных. Доля услуг связи в валовом национальном продукте в последние годы постоянно растет и достигает в настоящий момент 2%, что для страны с не очень сильной экономикой близко к критической черте (темпы развития услуг связи выше, чем темпы роста ВНП). То есть, с одной стороны, операторы связи привлекают к себе достаточно много денег, с другой — они вряд ли смогут привлечь больше. Следовательно, борьба за рынок связи и телекоммуникаций очень скоро обострится, причем не только среди тех, кто непосредственно работает на рынке, но и среди тех, кто с ними сотрудничает. Это, в частности, чувствуют и консультанты «большой пятерки», в том числе и KPMG.
Большая часть докладов семинара была посвящена различным аспектам управления компаниями, а также их реструктуризации. Правда, как честно признались консультанты KPMG, у них нет опыта реструктуризации телекоммуникационных компаний в России. Это не значит, однако, что российский рынок связи и телекоммуникаций — совсем новый для KPMG. У них есть, в частности, опыт работы с компаниями «Метромедиа» и «Телепорт-ТП», есть также опыт внедрения системы SAP R/3 в компании Ericsson. Что касается других телекоммуникационных компаний, то, по всей вероятности, осуществление проектов по их реструктуризации вряд ли будет иметь принципиальные отличия по сравнению с аналогичными проектами для предприятий других отраслей. Например, так же как и всем другим компаниям, KPMG рекомендует предприятиям сферы телекоммуникаций организовывать управленческий учет по бизнес-процессам, а не по функциональным подразделениям. Такой способ учета позволит более точно определять объемы всех (в том числе и косвенных) затрат, связанных с производством отдельных товаров или оказанием услуг, снижать накладные расходы и в конечном итоге повышать эффективность и прибыльность предприятия. По мнению Владимира Бурцева, менеджера консалтингового отдела российского представительства KPMG, внедрять такую систему сложно, долго и дорого, но в конечном итоге более точная информация в руках грамотного руководителя позволит не только снизить производственные издержки, но и оптимальным образом построить ценовую политику, спланировать дальнейшую деятельность предприятия (например, отказавшись от создания убыточных и неперспективных продуктов), правильно определить рыночную стоимость предприятия (что очень важно для привлечения инвестиций) и пр.
Хотя, конечно, специфика у телекоммуникационных компаний есть. Один из таких специфических компонентов их деятельности — биллинговые системы. По мнению Валерия Зайченко, старшего консультанта отдела консалтинга российского представительства KPMG, основная беда кроется в возможном недополучении дохода из-за неправильного биллинга. Причины тому могут быть разные, как связанные с техническим несовершенством системы (в том числе ее некорректной стыковкой с бухгалтерской системой), так и с неправильным формированием биллинговой политики. Чтобы выявить слабые места в системе биллинга, порой бывает полезно, чтобы кто-нибудь, например те же консультанты, взглянул на все свежим глазом, помог оценить риски, усовершенствовать процесс подсчета услуг и пр. А слабостей, в том числе и организационных, достаточно. Например, как утверждает Зайченко, далеко не у всех поставщиков услуг имеются изложенные в виде соответствующих документов процедуры восстановления бизнеса в случае сбоя биллинговой системы. Далеко не везде биллинговые системы проверены на работоспособность при переходе в 2000 год. Неважно, с помощью консультантов или без, но решение этих и прочих подобных проблем телекоммуникационным компаниям жизненно необходимо.