МВД — не только борьба с пиратами
Силовые структуры, особенно компетентные, редко выказывают желание «светиться». В этом смысле встреча с прессой начальника УБП СВТ — Управления МВД по борьбе с преступностью в сфере высоких технологий (иногда именуемого Управление «Р») Владислава Селиванова и начальника отдела этого управления Дмитрия Чепчугова — исключение. В ходе пресс-конференции оба они неоднократно заявляли, что цель мероприятия — дать широкой публике представление о деятельности и возможностях управления, которому 14 августа исполнился год.
Естественно, сфера высоких технологий — это не только компьютеры, однако именно в компьютерной области наиболее высока «незаметность» преступлений. На Западе она составляет 70-75%, у нас — 90-93%. Этому способствует как специфика преступлений, так и то, что предприниматели и граждане, даже чувствуя, что с их компьютерной системой происходит «что-то не то», не знают куда обратиться. Не к участковому милиционеру же с этим идти...
УБП СВТ создано на базе Управления «Р», занимавшегося радиоэлектронным противодействием потенциальному противнику. Его преобразование произошло отчасти под влиянием того же «противника» — стран «большой семерки» и организаций ООН, поскольку там соответствующие проблемы стоят уже достаточно остро (и некоторые из них создаются россиянами, повадившимися подделывать кредитные карточки и ломать защиты банков).
Речь идет отнюдь не только (и не столько) о пресловутом пиратстве. По словам Селиванова, еще можно спорить о том, можно ли по Сети совершить изнасилование, но убийство с ее применением уже было: специалисты мафии проникли по Internet во внутреннюю сеть принадлежащего американским органам закрытого медицинского учреждения и изменили режим работы оборудования, поддерживающего жизнь важного свидетеля. Показаний тот так и не дал...
Подобных ужасов в России пока не наблюдается — нет в клиниках Internet. И УБП СВТ заботят несколько другие проблемы. Например, в Управлении занимаются уничтожением подпольных переговорных пунктов, которые основываются гостями из весьма дальнего зарубежья с целью, во-первых, не платить за переговоры, во-вторых, не «светить» своих собеседников, проживающих, как на грех, сплошь в зонах устойчивого мако-опиумного земледелия (так Управление волей-неволей приняло участие в борьбе с наркомафией).
Еще одно упоминавшееся направление — борьба с использованием Internet для складирования и распространения незаконно добытого компромата (Селиванов подчеркнул, что МВД интересуют не изложенные факты как таковые, а факты несанкционированного получения информации посредством перехвата телефонных разговоров, пейджинговых сообщений и т. п.). По его словам, успехи у его структуры в этом направлении уже есть, например нашли творцов пресловутого «Когтя». Ведется следствие, поэтому никаких подробностей представители МВД сообщить не могут, но когда дело будет передано в суд — обязательно поделятся информацией.
Всего за год управление возбудило полторы сотни дел. Из них полсотни находятся в судах (часть дел, например, преступления, связанные с кредитными картами, идет по линии БХСС). Но волнует Управление не количество преступлений, а тенденции: так, в 1997 году было 17 дел по «профильным» статьям, в 1998-м — уже 87, в этом ожидается втрое больше.