Тюремный срок — за чрезмерную секретность
Каспар Боуден: «Я не смогу даже пожаловаться в какое-либо печатное издание, поскольку это тоже грозит мне пятью годами тюрьмы» |
Такое прочтение законопроекта вызывает беспокойство среди сторонников права на частную жизнь и представителей оппозиции. Все они считают, что законопроект дает правоохранительным органам слишком большую власть над сетевыми коммуникациями.
Статья закона, вызвавшая недовольство членов английского Internet-сообщества, гласит, что пользователь, который откажется передать ключ от зашифрованного сообщения огранам правопорядка или предоставить само это сообщение открытым текстом, может быть осужден на тюремное заключение сроком до двух лет. Кроме того, по словам директора лондонского Фонда исследований в области информационной политики (www.fipr.org) Каспара Боудена, срок до пяти лет угрожает любому, кто предупредит автора зашифрованного послания о ведущемся в отношении него расследовании. Даже публичное обсуждение деталей такого расследования, например опубликованная в печати жалоба на допущенные в ходе него нарушения, может, в соответствии с новым законопроектом, наказываться тюремным сроком.
«Предположим, человек, попавший в поле зрения компетентных органов, отправляет мне сообщение, зашифрованное таким образом, что расшифровать его может только получатель, — говорит Боуден. — Представители власти приходят ко мне и говорят, что их интересует один из моих знакомых, но кто именно — не говорят, и просят раскрыть все ключи, которые я использую для чтения зашифрованной корреспонденции. Отказ выполнить их требование может послужить основанием для моего ареста и последующего тюремного заключения сроком на два года. Таким образом, в руках представителей власти окажутся ключи, позволяющие читать все зашифрованные послания, приходящие на мой адрес. Проинформировать своих знакомых о необходимости смены шифра я не смогу, поскольку это является нарушением статьи закона, предусматривающей наказание в виде тюремного заключения сроком до пяти лет».
«Я не смогу даже пожаловаться в какое-либо печатное издание, поскольку это тоже грозит мне пятью годами тюрьмы, — говорит Боуден. — Единственное, что мне остается, — обратиться в специальную комиссию, в состав которой входит пять судей, причем лишь двое из них должны участвовать в рассмотрении дела и только один — в подготовке материалов».
Как считает Боуден, законопроект нуждается в тщательном пересмотре, и заняться этим следует Министерству промышленности и торговли. «Билль должен был разрешить вопросы, связанные с электронной коммерцией, — так, по крайней мере, нам сначала говорили, — заявил Боуден. — Та часть, которая касается карательных мер, вообще не имеет к этой отрасли никакого отношения».
Помимо шифрования, есть и другой метод сокрытия информации от посторонних глаз — стеганография. Боуден и другие участники дискуссии говорят, что нет полной ясности относительно того, распространяется ли на нее действие законопроекта. Используя стеганографию, можно отправить зашифрованное послание в графическом формате, например JPEG, или музыкальном — MP3. Оба эти формата очень популярны в Сети. На самом деле, по словам Боудена, сообщение даже не требуется шифровать, достаточно его просто скрыть в файле с соответствующим расширением.
Хотя такие технологии, как стеганография, не нашли отражения в законопроекте, Боуден считает, что и в этом случае власти могут найти повод для вмешательства. Достаточно обнаружить причину для проведения расследования, например наличие стеганографической программы на компьютере подозреваемого.
Тем не менее, как считает менеджер компании Moreover.com Хейди Питерс, даже если законопроект будет принят без изменения, его действие можно свести к минимуму. Для этого достаточно использовать тип шифрования, действительный только в течение одного сеанса связи, например основанный на программном обеспечении Session PGP.
Премия Оруэлла нарушителям гражданских прав |
Во время торжественной церемонии вручения в Вашингтоне первой ежегодной премии Оруэлла награды были присуждены корпорации Intel, компании Elensys, специализирующейся на составлении маркетинговых компьютерных баз данных, ряду других фирм, госучреждений и чиновников. Целью акции, организованной английской правозащитной организацией Privacy International, стало «выявление государственных учреждений и частных фирм, внесших ?наибольший вклад? в нарушение прав граждан на тайну личной жизни». Церемония совпала с 50-летней годовщиной с момента написания Джорджем Оруэллом его классического романа «1984». В состав жюри вошли юристы, ученые, консультанты, журналисты, известные правозащитники. Intel была отмечена за разработку Pentium III, продажи которого борцы с вторжениями в частную жизнь предлагали запретить из-за наличия в каждом микропроцессоре уникального серийного номера, позволяющего однозначно идентифицировать ПК. Представитель Intel заявил, что данная функция обеспечивает дополнительную безопасность пользователей систем электронной коммерции и не имеет никакого отношения к вторжению в личную жизнь клиентов. Любой производитель и любой пользователь ПК при желании могут эту функцию отключить. «Неустанная борьба заместителя министра торговли Дэвида Аарона и бывшего советника президента Айры Магазинера за введение дополнительных ограничений на распространение криптографических средств и противодействие усилиям защитников прав человека также заслуживает того, чтобы быть отмеченной», — говорится в заявлении Privacy International. Магазинер заявил о своем несогласии с адресованными ему упреками: «Я не могу говорить от имени Дэвида, однако я выступаю против предлагаемых правительством мер и не раз заявлял об этом публично. Более того, в том числе и благодаря моей позиции ограничения были ослаблены, поэтому нападки в свой адрес я считаю совершенно беспочвенными». Напомним, что администрация Клинтона установила ограничения на экспорт технологий сильного шифрования, которые превращаются в опасное оружие в руках международных террористов и криминальных группировок, сводя на нет все усилия блюстителей закона. Компании Elensys премия присуждена за «тайный сбор информации о миллионах клиентов 15 тыс. фармацевтических организаций США». |