Развитие электронной коммерции идет семимильными шагами
Как и многие современные реалии, электронная торговля в России несет на себе печать национальной особенности. Прежде всего потому, что отсутствие системы электронных платежей позволяет использовать Internet фактически в режиме «магазина на диване», с той лишь разницей, что ассортимент электронного магазина, как правило, несравнимо шире. Однако предлагаемые по телевидению товары выгодно отличаются тем, что потребитель может не только их увидеть, но и познакомиться с наглядными примерами их использования.
Internet-магазин www.dostavka.ru в ближайшее время намерен оснастить свой сайт интерактивными трехмерными изображениями предлагаемых на продажу изделий |
Правда, посетители электронных магазинов обычно уже ориентированы на приобретение конкретного товара. Тем не менее, осознавая недостаточность простой фотографии товара для принятия решения о его покупке, Internet-магазин www.dostavka.ru, руководителем которого является Андрей Хромов, в ближайшее время намерен оснастить свой сайт трехмерными интерактивными изображениями предлагаемых на продажу изделий.
Сайт www.dostavka.ru, осуществляющий торговлю компьютерной техникой, был открыт в конце ноября прошлого года авторизованным поставщиком решений Intel — компанией Outpost. На разработку Internet-магазина она потратила примерно два месяца. Проект электронной торговли, по словам Хромова, окупает себя с самого начала, но не потому, что приносит большую прибыль, а просто до сих пор требовал от компании весьма небольших вложений.
В настоящее время сайт, предлагающий около 1000 различных товаров, ежедневно посещают около тысячи человек (хотя число посетителей в различные дни может отличаться на порядок), но только 20-30 посетителей решаются оставить заказ на ту или иную покупку.
Подобная ситуация в целом отражает недостаточную развитость электронной торговли в России. Как полагает Хромов, это обусловлено несколькими причинами: недоверием потребителей (по его оценке, примерно 20% пользователей Сети совершают покупки через Internet); отсутствием привычки к посещению электронных магазинов; последствиями кризиса.
Однако как раз прошлогодний кризис стал одним из факторов, побудивших Outpost создать свой электронный магазин и занять место на нарождающемся рынке электронной торговли.
По мнению Хромова, Internet-магазин полезен для всех участников рынка. Поставщики рассматривают его как дополнительный канал продвижения продукции, причем позволяющий обойтись без лишних посредников — дистрибьюторов и дилеров. С точки зрения продавцов, электронная торговля — еще один способ зарабатывания денег.
Покупателям Internet-магазин дает возможность сэкономить время и даже средства. Как утверждает Хромов, электронный магазин может обеспечить более низкие цены, в частности за счет того, что многие поставщики компьютерной техники, «лелея электронную торговлю», предоставляют продавцам специальные цены.
В силу неразвитости электронной торговли и сам магазин вынужден идти навстречу своим клиентам, например, не ограничивая минимальную сумму покупки. А иногда прощать им маленькие слабости, в том числе отказ от приобретения заказанного товара, когда тот уже доставлен на дом. Хотя такое встречается, по счастью, весьма редко.
И все же покупателей не так много, чтобы ими можно было разбрасываться. Как признался Хромов, если «человек трижды что-нибудь купит в нашем магазине, мы уже запоминаем его фамилию».
Своим опытом в сфере электронной коммерции Хромов поделился 17 августа на пресс-конференции, организованной московским представительством Intel. О состоянии и ближайших перспективах этого вида торговли рассказал региональный менеджер по странам Восточной и Центральной Европы Юрген Тиль.
Руководством к действию для Intel стало высказывание главы компании Эндрю Гроува, сделанное им в апреле нынешнего года: «Лет через пять все фирмы либо станут Internet-компаниями, либо просто прекратят свое существование».
Стратегия Intel направлена на производство компонентов для создания клиентских и серверных платформ и единой сетевой инфраструктуры. В ближайшее время компания собирается активизироваться в новом для себя сегменте — решений и услуг.
Intel не только ратует за переход к новым моделям бизнеса других фирм, но и сама движется в этом направлении. По прогнозу компании, в нынешнем году доля электронной коммерции в ее совокупном обороте превысит 40%, а в ближайшие два-три года обеспечит компании до 90% доходов.