Ситуация на рынке мобильной связи на юге России вновь обострилась
Руководители предприятий-операторов сотовой связи уже открыто говорят о ценовой войне, развязанной против них недобросовестными конкурентами, эксплуатирующими стандарт CDMA в режиме подвижной связи. Впервые появились данные о размере ущерба, который уже нанесен бизнесу некоторых предприятий сотовой связи в Ростовской и Воронежской областях. Так, по оценке компании «РОСС-Би Лайн», действующей на территории Ростовской области, легальные операторы сотовой связи потеряли около 10% «самых разговорчивых абонентов, приносивших им чуть ли не половину дохода».
В Воронежской области под угрозой оказались инвестиционные программы развития сети сотовой связи «Вотек Мобайл». Его стратегический зарубежный партнер — американская компания GTS создала за четыре последних года на территории России 16 совместных предприятий и вложила в развитие сотовой связи более 50 млн долл. Недавно GTS приняла решение о прекращении инвестиционной поддержки большинства своих СП.
В то же время сообщается, что за десять месяцев своей операторской деятельности ЗАО «Кодотел» (оператор сети СDMA в Воронежской области) привлекло почти 2700 абонентов подвижной связи и только 800 абонентов стационарной, пользующихся услугой радиодоступа к ТфОП.
В марте этого года собрание «Ассоциации-800», куда входят «РОСС-Би Лайн» и «Вотек Мобайл», уже обращало внимание конкурирующих операторов и органов государственного контроля в сфере связи на возникшую угрозу всему сотовому бизнесу в масштабах страны. Речь шла о серьезных нарушениях в механизме ценообразования на рынке мобильной связи отдельных регионов, которые стали следствием демпинговой политики операторов CDMA, предоставляющих своим абонентам услуги подвижной сотовой связи данного стандарта.
В Ростовской области ОАО «Ростовэлектросвязь» установило тарифы 20 копеек за минуту разговора при абонентской оплате 40 рублей в месяц. У других операторов в Ростове цена минуты эфира не опускается ниже четырех рублей, даже при использовании самых выгодных тарифных планов. В Воронеже пользование мобильной трубкой CDMA обходится несколько дороже: от 2,5 рубля за минуту при абонентской оплате 150 рублей в месяц до абсолютно бесплатного эфирного времени при абонентской плате 990 рублей в месяц.
Вполне резонно легальные операторы сотовой связи в один голос заявляют: таких тарифов нет нигде в мире и не может быть, поскольку их уровень гораздо ниже себестоимости услуг.
Нынешней весной глас протеста «Ассоциации-800» был услышан в Госкомсвязи России. 14 апреля вышел приказ, призванный ужесточить контроль за деятельностью операторов CDMA на территории России. Понятно, что повлиять на правильность ценообразования в рыночных условиях государственному органу не так-то просто. Но главная причина, которая предопределила решительный тон приказа Госкомсвязи, заключалась в том, что практика подключения к сетям CDMA мобильных абонентов являлась в принципе противозаконной, то есть противоречила более раннему приказу Госкомсвязи, определившему «место» стандарту CDMA как стандарту фиксированного радиодоступа к местным проводным телефонным сетям.
Решительность официальных органов, видимо, возымела некоторое действие. Операторы CDMA перешли в контрнаступление, привлекая на свою сторону общественное мнение. В ряде СМИ появились статьи о том, что чиновники душат ростки передовых технологий, запрещая то, что само по себе является целью технического прогресса и благом для общества. Но вырванная из контекста правда оказалась полуправдой.
Операторы CDMA справедливо утверждают, что эта технология изначально рассчитана на мобильность абонентов. Ограничение мобильности в сети CDMA предусматривается, но отнюдь не по причине технологических особенностей, а путем административного вмешательства.
Однако, если снять искусственное ограничение мобильности, то на операторов CDMA придется распространить те же финансовые обязательства, которые несут перед государством операторы других стандартов сотовой связи. А это плата за радиочастотный спектр, безвозмездные взносы на развитие ТфОП в размере 1,5 долл. на одного жителя области, оплата работ по присоединению сетей операторов к сетям общего пользования. Общая сумма по этим статьям расходов исчисляется сотнями тысяч долларов для каждого легального оператора сотовой связи. Несомненно, эти факторы не могут не отразиться на себестоимости услуг и механизме ценообразования в условиях нормального здорового рынка.
«РОСС-Би Лайн» и «Вотек Мобайл» признают оправданность государственных льгот, предоставляемых на развитие сетей абонентского радиодоступа. Эти льготы направлены на решение социально острой проблемы телефонизации населения, проживающего в местах, где установка проводного телефона сопряжена с определенными трудностями. Но, по мнению руководства компаний, «развивать на таких же льготных условиях подвижную сотовую связь все равно что торговать гуманитарной помощью, полученной бесплатно». Перед государством сегодня ставится выбор: либо рынок сотовой связи, как и прежде, будет полноценно развиваться, платить налоги в казну и привлекать инвесторов, либо его потенциальные доходы начнут интенсивно перетекать в «двадцатикопеечный CDMA», а денежные потоки — из налогооблагаемого русла — в «черный нал».