Настает пора кластеризации
Дэвид Флоун, вице-президент по маркетингу NT-систем, компания Data General
За 15 лет кластерные технологии достигли такого уровня, что их можно назвать стратегическими. Поддержка кластеризации в операционной системе Windows NT (о чем свидетельствует выпуск Microsoft Cluster Server) означает, что кластеризация определенно станет стандартом.
Критически важные приложения многих предприятий сейчас работают на серверах Windows NT. Электронная почта, финансовые системы, системы управления информацией о потребителях и хранилища данных приобретают все большее значение в корпоративной инфраструктуре.
Даже незначительный простой может привести к значительным потерям (хорошо, если только денежным), кластеризация же снижает риск за счет дублирования наиболее уязвимых компонентов. Многие организации не могут себе позволить отключать компьютерные системы для выполнения операций технического обслуживания, установки программных «заплат» или модернизации.
Кластеризация, когда-то задуманная как механизм повышения уровня готовности мини-компьютеров, теперь используется для увеличения надежности серверов, на которых выполняются административные функции, в то же время предоставляя пользователям постоянный доступ к данным и приложениям. Кластеризация Windows-систем предлагает широкие возможности для построения критически важных платформ из стандартных недорогих компонентов. Одновременно кластеризация предлагает новые возможности для приложения своих сил компаниям-интеграторам. К таковым, в частности, относится оказание профессиональных услуг, связанных с построением критически важных производственных сред, а также консультации по техническим и бизнес-вопросам, связанным с организацией непрерывного доступа к данным и приложениям. Объединение этих услуг с непрерывными планированием бизнеса и обнаружением ошибок может стимулировать долговременные инвестиции со стороны клиентов.
ПО Microsoft Cluster Server позволяет строить платформы с восстановлением после сбоев в режиме «активный-активный». При этом каждый из серверов может обслуживать пользователей и приложения, поэтому режим и называется «активный-активный». Серверы связаны между собой через локальную сеть, с помощью которой они уведомляют друг друга о своем состоянии. Кроме того, каждый из них имеет два сетевых соединения и единый IP-адрес (в дополнение к индивидуальным адресам).
Чтобы гарантировать целостность данных и файловой структуры, серверы подключаются к массиву RAID. Массив RAID разбивается на логические разделы для поддержки обоих серверов. В случае возникновения ошибки на одном второй «узнает» об этом по локальной сети, передающей информацию о состоянии серверов. Затем он «принимает на себя» IP-адрес кластера и посредством широковещательной рассылки сообщает пользователям этот адрес.
Все эти изменения происходят незаметно для пользователей. Оставшийся сервер также берет под свое управление раздел массива RAID, первоначально отведенный вышедшему из строя серверу, тем самым обеспечивая пользователям возможность обращаться к приложениям и данным, с которыми они работали ранее. Кластерная технология, безусловно, будет развиваться и дальше. В ближайшее время можно ожидать появления кластеров, содержащих 16 и более узлов. Возможность обеспечивать восстановление после сбоев в многосерверной среде также выглядит весьма заманчиво.
Консолидация и управление большими «популяциями» серверов как односерверной системой намного упростят сложные административные задачи. Создаются технологии для организации между включенными в кластер серверами соединений с широкой полосой пропускания и низкой задержкой, что позволит значительно увеличить производительность приложений, ориентированных на работу в кластерах. Сейчас формируется новое поколение приложений, которые будут исполняться на нескольких серверах так, как если бы они работали на одном. По мере того как заказчики получают в свое распоряжение все более надежные и мощные вычислительные системы, возрастает роль интеграторов, которые могли бы на долговременной основе помогать им в развертывании и обслуживании кластерных платформ.
Это параллельное будущее
Эд Турецки, менеджер по решениям класса midrange, компания Champion Computer
Параллельная обработка — технология, которая все шире используется для выделения дополнительных ресурсов под конкретную компьютерную задачу с тем, чтобы сократить время, которое требуется для ее решения. Подобная тактика напоминает обычное использования нескольких серверов в сети с целью распределения работы между несколькими компьютерами.
Но единой вычислительной модели, способной решить все проблемы, не существует. И параллельная обработка здесь не исключение. Вот почему предложения компании-интегратора Champion Computer, предусматривающие организацию параллельной обработки, в основном касаются хранилищ данных.
При реализации проекта мы выявляем специфические бизнес-проблемы клиента, с тем чтобы предложить правильное решение. Ключевой параметр, который учитывается при создании хранилищ данных, — это время ответа на запрос конечного пользователя. Измерить его довольно сложно, учитывая разнообразие типов запросов, адресуемых хранилищу данных. Поэтому непросто сделать выбор и между единым компьютером с симметричной многопроцессорной архитектурой и параллельной обработкой. Необходимо располагать приемлемой производительностью на каждом процессоре и иметь достаточное число процессоров для обработки дисковых операций ввода/вывода. Современные мощные SMP-системы старшего класса, такие как S70 компании IBM, V2250 компании Hewlett-Packard и UE10000 компании Sun Microsystems, могут поддерживать хранилища данных размером 600-700 Гбайт.
Но параллельные реализации могут быть финансово оправданны, даже если хранилища данных не превосходят 200-300 Гбайт, особенно, учитывая, что их размер со временем значительно возрастет. Выбор между параллельной и SMP-реализацией обычно сводится к вопросу о том, насколько может увеличиться емкость хранилища и какую степень ее масштабируемости следует заложить. И в этой ситуации преимущества на стороне параллельной реализации. В решениях Champion используется платформа IBM SP, которая представляет собой систему с параллельной обработкой, составленную из серверов RS/6000 с ОС IBM AIX. Каждый узел в параллельной системе имеет собственную память, платы ввода/вывода и процессорные платы, обеспечивающие почти линейную масштабируемость, позволяющую избежать узких мест с доступом к памяти и вводом/выводом, характерных для SMP-реализаций. Использование таких «строительных блоков» позволяет начинать с создания небольших систем, которые состоят, скажем, из двух узлов и вмещают 200-300 Гбайт данных. Дополнительные узлы можно добавлять, увеличивая производительность по мере роста объема данных. Если вычислительной мощности недостаточно, то для того, чтобы увеличить производительность и сократить время ответа, следует просто добавить дополнительные узлы.
Клиенты, выбравшие параллельное решение для своих хранилищ данных, должны отдавать себе отчет в особенностях администрирования подобной платформы. Но после соответствующего обучения квалифицированный Unix-администратор вполне справится с выполнением административных функций, требуемых для управления IBM SP. Незначительные затруднения в администрировании с лихвой окупаются масштабируемостью и общей производительностью, которые характеризуют параллельную реализацию. В Champion считают, что будущее хранилищ данных за параллельной обработкой. Предприятия накапливают все больше данных, стремятся отыскать новые способы анализа этих данных и предоставить их большему числу пользователей. Благодаря своим преимуществам в масштабируемости параллельные системы находят применение в подобных средах.
Тонкие клиенты — это просто
Брайан Кролл, директор подразделения ПО Solaris, корпорация Sun Microsystems
Тонкие клиенты — это не упрощенные версии современных ПК, мобильных компьютеров и сотовых телефонов. На самом деле концепция тонкого клиента весьма незначительно связана с оборудованием конкретных типов.
Брайан Кролл: «Тонкий клиент — это новая парадигма, касающаяся прежде всего ПО» |
Представим, что вы находитесь в командировке. С помощью сети тонких клиентов вы можете подключиться к своему персональному компьютеру и ко всем сетевым службам через Web с произвольного сетевого устройства, находящегося в любой точке мира. Вы можете просмотреть сообщения электронной почты, отредактировать документы, проверить свой личный календарь с расположенного в аэропорту Internet-киоска, с персонального компьютера, стоящего в офисе филиала компании, даже с сотового телефона. Преимущества такого доступа смогут оценить не только конечные пользователи. Среда тонких клиентов упрощает работу и системного интегратора, особенно если она предусматривает организацию удаленного доступа к приложениям и другим службам для корпоративных потребителей.
Оптимальная организация настольных систем позволит сократить сроки их переконфигурации и резервного копирования данных в пределах предприятия — и оставит больше времени на оптимизацию и администрирование сети. Означает ли это, что стратегия, ориентированная на использование тонкого клиента, на сегодняшний день является лучшей? Скорее всего, да. Дело не только в удобстве для Web-путешественников. Современное серверное программное обеспечение и Internet способны справиться с возрастающими нагрузками, и увеличивающееся число Java-приложений говорит в пользу тонких клиентов. К тому же относительно просто «пересадить» пользователей на тонкие клиенты. Сервер приложений в архитектуре тонкого клиента, установленный в уже существующей инфраструктуре между вспомогательными ресурсами и тонкими клиентами, позволяет по-новому использовать инвестиции в существующую сеть и аппаратное обеспечение по мере того, как конечные пользователи переходят на тонкие клиенты.
ПО удаленного доступа — ключевой компонент любой системы в архитектуре тонкого клиента. Но сейчас это уже зрелая технология, которая обеспечивает пользователям защищенный доступ к данным и сетевым службам из любой точки, где бы сами пользователи ни находились. Свобода для клиентов и простота для интеграторов — серьезные преимущества, но это не решающий аргумент. Модель тонкого клиента позволяет экономить средства и тем и другим. Затраты, связанные с модернизацией традиционных программ на толстых клиентах, быстро растут. К ним относятся расходы на сами программы, на модернизацию соответствующего оборудования, на выделенную поддержку и оплату времени конечных пользователей, потраченного на этот процесс. И при столь значительных расходах клиенты получат совсем немного новых возможностей.
Более того, если пользователи перейдут на среду тонкого клиента, им не придется менять имеющиеся ПК. Они смогут просто добавить необходимое серверное ПО и сохранить остальное оснащение, которое они до сих пор используют.
Информация служит предприятию
Джим Кучаржек, партнер, компания Ernst & YoungСистемы планирования ресурсов предприятия (enterprise resource planning — ERP) и корпоративные сети intranet позволяют усовершенствовать процесс накопления данных и их доставку в пределах предприятия. Но компаниям пока не удается столь же успешно реализовать аналогичные усовершенствования для мобильных сотрудников, которые часто оказываются обделенными и изолированными от информационного пространства компании, поскольку вынуждены работать вне офиса.
Проблема эта не нова. Ее пытаются решить уже много лет, предлагая передовые решения для автоматизации отделов продаж. Но в последнее время, вследствие усиления конкуренции в области быстрого доступа к информации, она приобрела высочайший приоритет и способна определять перспективы развития многих компаний. Корпоративные информационные системы становятся более интегрированными, связь между мобильными сотрудниками и корпоративными сетями теперь может оказать ощутимое влияние на производительность всей компании. Если раньше сотрудникам отдела продаж было достаточно иметь список имен, адресов и телефонных номеров, то теперь им требуются расценки, конфигурация, контракт и информация о наличии продуктов на складе, то есть самые разнообразные данные, размещаемые в системе ERP. Причем все сразу и немедленно.
Всего несколько лет назад, в пору повального увлечения реинжинирингом, клиенты хотели получить более «быстрые, качественные, дешевые» услуги. В эпоху Internet критерии изменились. По мнению пользователей, сейчас услуги должны быть «бесплатными, безупречными, оперативными». Точно так же специалисты по планированию производства и закупкам полагаются на прогнозы, предоставленные непосредственно из компьютерных систем отделов продаж. Грань, разделявшая фронт-офис и бэк-офис, стирается. Мобильные сотрудники все больше превращаются во внешних пользователей системы ERP. Руководство компании теперь не может себе позволить ждать квартальных и месячных отчетов, настаивая на оперативном доступе к системам, которые определяют деятельность компании.
Наконец, растет квалификация пользователей, особенно руководителей. Широкое распространение игр для домашних ПК и органайзеров с перьевым вводом способствовало массовому излечению от компьютерофобии. Руководители более не намерены терпеть эмулятор 3270 на рабочем столе и хотят иметь доступ к системам, способным предоставить необходимую информацию по требованию, с которыми к тому же просто работать и которые удобно перевозить. К примеру, один из крупных инвестиционных банков недавно модернизировал свои системы так, что сотрудники, работающие с клиентами, могут получить с мэйнфреймов контракт и весь пакет документов посредством Microsoft Outlook, установленном на PalmPilot.
Производители признают стратегическую важность мобильных вычислений. SAP и Oracle анонсировали расширения к своим системам ERP, предоставляющие мобильным пользователям возможность работать с приложениями этих фирм. Разработчик ПО — компания Epiphany предлагает ориентированный на тонкие клиенты Web-инструментарий генерации отчетов и оперативной аналитической обработки, а упрощенные мобильные ПК, такие как Jornada компании Hewlett-Packard, позволяют мобильным пользователям напрямую обращаться в Web. Растущая популярность мобильных систем дает интеграторам возможность предложить ряд новых услуг.
Расширение мобильных решений для систем ERP и платформ передачи сообщений корпоративного уровня требует применения технологий поддержки удаленного доступа и обеспечения безопасности. Многофункциональные интерфейсные системы, помогающие выполнять удаленное оформление заказов, конфигурирование продуктов и управлять бизнес-процессами, требуют опыта работы с ПО таких разработчиков, как Siebel Systems, Clarify, Trilogy Software или Calico Technology. Интеграторы будут играть ключевую роль в развертывании систем ERP и систем управления знаниями, которые минимизируют трафик и максимизируют поток информации, передаваемой мобильным пользователям.
Взгляд на предприятие из Web
Эдвард Рейнольдс, менеджер по маркетингу продуктов, корпорация Compaq Computer
Основная проблема управления системами — это администрирование сложных распределенных сред. Технология управления предприятием на базе Web (Web-based enterprise management, WBEM) создавалась с целью упростить управление этими сложными средами, при этом максимально сократив затраты. Она разрабатывалась более двух лет, и первые решения, использующие WBEM, появятся уже в этом году. Кроме того, в 1999 году будет расти число производителей оборудования и ПО, которые поддерживают спецификацию Common Information Model на передачу и визуализацию в Web существенной для управления информации. Интеграторы начнут использовать преимущества непрерывного и повсеместного управления. Конечные пользователи смогут применить комплексный, гибкий подход к управлению корпоративными системами. WBEM — логичный метод осуществления мониторинга и сопоставлений события в сетях масштаба предприятия.
Аппаратная платформа, операционная система, приложения, а также состояние сети и данные о производительности получат единообразное, настраиваемое представление — доступ к нему будет осуществляться через обычный браузер. 120 с лишним компаний, которые приняли участие в проекте WBEM, осознали значимость стандартизованного инструментария управления. К примеру, Compaq Insight Manager XE позволяет интегрировать данные из внешних источников и дает пользователям возможность организовывать сеть в соответствии со своими требованиями, делая информацию доступной из любой точки и обеспечивая ее защиту.
Основной аргумент в пользу WBEM для интеграторов состоит в том, что новый стандарт дает им возможность предложить клиентам целый ряд новых услуг, связанных с принципиально иным уровнем обслуживания.
- Начальный уровень. Расширенные услуги поиска и устранения неисправностей с помощью защищенного удаленного мониторинга. Интеграторы могли бы оперативно решать проблемы клиентов и, возможно, даже гарантировать ему устранение неисправностей в фиксированные сроки.
- Средний уровень. Гарантированный уровень обслуживания при удаленном доступе для определенной группы принадлежащих клиенту систем и сетевых ресурсов.
- Верхний уровень. Обеспечение клиентам полного набора средств управления сетью через аутсорсинг. Эти возможности намного упростят реализацию и удешевят проект за счет использования технологий, созданных на основе отраслевых стандартов — технологий, которые позволят специалисту выполнять диагностику событий в сети потребителя даже в три часа ночи и не выходя из собственного дома.
С другой стороны, предположим, что клиенту необходим конкретный набор возможностей управления, предлагаемых различными производителями. Вы можете интегрировать лучшие инструментальные средства управления различных производителей с тем, чтобы быстрее добиться необходимых результатов, при этом вы будете располагать средствами реализации такого решения. По мере роста числа производителей оборудования и систем управления, поддерживающих инициативу WBEM и создающих Web-агенты и инструментарий, интеграторы смогут реализовать все преимущества этой технологии на практике.
Партнерские соглашения и сотрудничество разработчиков — ключ к полезным новшествам WBEM. Демонстрация реальных решений на основе Web стимулирует распространение этих инструментальных средств и стандартов сегодня и в будущем. Каждый из интеграторов, работающих в области управления корпоративными системами, должен быть готов к такому повороту событий.