Трудная судьба автоматизации торговых структур: опыт группы компаний СВ
По мнению Юрия Адонина, для его компании как покупка готовой системы, так и работа со сторонними разработчиками выльются в эксперимент на себе» |
Как известно, в области розничной торговли информационные технологии пронизывают все аспекты бизнеса. Каково нынешнее состояние вашей информационной системы и как она развивалась?
Компания, а более точно, группа компаний СВ существует уже шестой год. Развивалась она очень и очень беспорядочно. В историческом развитии в качестве приоритета всегда ставилась коммерческая сторона — нужно успеть купить, успеть продать. При этом вопросы регламентации информационных технологий в определенной степени были вторичными. В какой-то момент стало понятно, что либо компания остается на уровне небольшой или средней фирмы, либо начнет всерьез заниматься вопросами обеспечения торговой деятельности. Не потому, что это модно, и не потому, что мы начитались книг или насмотрелись телевидения, а потому, что без определенных технологических решений невозможно стало функционировать.
Примерно четыре года назад мы позаимствовали некое решение у другой компании. Там было несколько рабочих мест, склад, бухгалтерия, нечто напоминающее учет, и вот с этим мы начали работать. Конечно, все это было достаточно примитивно. Но мы развивали эту систему не потому, что она была примитивна, а потому, что этого требовал бизнес. За последние несколько лет количество пользователей системы превысило сотню, сейчас потребность порядка 300, количество торговых предприятий, входящих в систему, достигло 20, ассортимент вырос с 500 до 40 тыс. Все это время параллельно развитию бизнеса шло наращивание конструкции. В основном силами внутренних программистов, которые росли вместе с компанией. Некоторое время назад оказалось, что мы вышли на тот уровень, когда последовательное развитие ситемы исчерпало себя. Можно на «Запорожец» поставить чуть-чуть больший мотор, потом еще больший, потом мотор от McLarena, но от этого ничего не изменится, потому что это «Запорожец». И это понимание возникло примерно год назад. Когда это стало понятно, было сформулировано три направления решения этой проблемы.
Первое — силами нашей команды программистов написать с нуля новую систему. Мы считаем, что у нас очень квалифицированная команда программистов, мы так подбирали людей. Мы планировали эту команду поделить на две части, одна из которых занималась бы поддержанием существующей системы, в то время как другая пыталась бы создать нечто принципиально новое.
Второе направление — попытка купить что-то более или менее готовое, чтобы потом адаптировать под потребности нашего бизнеса.
Третье — найти сторонних разработчиков, которые могли бы сделать для нас некий оригинальный продукт и у нас его внедрить.
Конечно, надо иметь в виду особенности нашего бизнеса. Описанная мной компания — это конгломерат, который решает весь комплекс задач, от закупок товара у поставщиков до продаж в розницу и сервисного обслуживания. Фактически таких компаний очень мало.
Мы пытались купить что-то целиком, но не нашли ни одного вменяемого примера, когда мы могли бы купить пакет, который бы решал наши задачи и внедрение которого не потребовало бы нескольких лет работы. Нам обычно предлагают купить нечто универсальное, а затем привязывать к особенностям компании. При этом сами продавцы говорят о сроках внедрения порядка года, в реальности же все оказывается, как правило, не столь оптимистично. А поскольку жизненный цикл такой системы — около пяти лет, то к тому времени, когда закончится внедрение, она рискует быть морально устаревшей в принципе. Предложений на рынке не так уж и много, и мы понимаем, что те универсальные системы, которые на нем представлены, потребуют очень серьезных усилий по привязке к тому реальному бизнесу, о котором мы говорим.
Путь, связанный с попыткой найти внешних разработчиков, пока тоже к результату не привел. Мы периодически находим группы программистов, которые утверждают, что они очень квалифицированны, но при этом в качестве доказательства своей квалификации не могут ничего предъявить. Кто-то автоматизировал доставку почты, кто-то занимался управлением железнодорожным транспортом. У нас вполне конкретная задача, которая, может быть, и не сложнее тех, которые эти группы уже когда-то решали, но она другая, и поэтому гарантий, что они с ней справятся, не может быть никаких.
Мы говорили со многими основоположниками компьютерного бизнеса в России, и на прямой вопрос, могут ли они кого-нибудь рекомендовать, начиналось чесание во лбу. Да, какие-то части делались там и там, но команды уже разъехались... Ну, можно попробовать...
Мы уже практически пришли в выводу, что как покупка готовой системы, так и работа со сторонними разработчиками по большому счету выльются в эксперимент на себе. На сегодняшний день остается только один путь, и поэтому мы продолжаем создавать систему собственными силами.
Но надежды найти партнера не оставляете?Нет, и поэтому мы применяем следующий подход. Мы описываем все рабочие места, которые в этой компании существуют и которые должны работать в общей сети. Эти рабочие места описываются на уровне данных, которые на этом месте вводятся в систему, и данных, которые на этом месте из системы должны быть получены.
После завершения этой работы, примерно через полгода, мы получим описание системы в терминах информационных потоков. Если нам это удастся, а скорее всего, так оно и будет, мы сможем сформировать техническое задание для наших (или сторонних) программистов. Недостатки разработки собственными силами в том, что мы вынуждены вращаться в достаточно замкнутом мире. Мы верим в наших программистов, в то, что эта команда способна решить поставленную задачу. Насколько оптимально эта задача будет решена — другой вопрос. Важно, однако, то, что мы не считаем себя специалистами по созданию такого рода систем. То, что мы сделаем, скорее всего, будет не оптимально, но это будет лучше, чем то, что мы имеем сейчас. Возможно, мы просто теряем время и создаем систему, которая устареет через полгода после того, как мы ее создадим. Мы узнаем по результатам. На решение этой задачи мы отводим год. Полгода — на описание системы, три-четыре месяца — на программирование, еще три-четыре месяца — на внедрение.
Поэтому мы ждем приемлемых предложений от программистских коллективов или компаний, имеющих опыт создания и внедрения такого рода систем. Мы не говорим о точно таких же системах, но хотя бы о системах такого рода. Для таких коллективов мы готовы выступить в качестве квалифицированного заказчика. Мы знаем, чего мы хотим, мы понимаем, продолжительны эти работы, мы представляем, сколько это может стоить, мы готовы всю компанию сориентировать на переход на новую систему. У нас есть хорошо определенная потребность, но практически нет никаких предложений. В этом наша проблема.
Вы сказали, что ваша компания быстро менялась. Заложены ли в постановку задачи возможности дальнейшего быстрого изменения компании?
Мы представляем себе, как мы будем развиваться в ближайшие два года. Мы понимаем, какое количество торговых предприятий будет входить в систему, мы понимаем, сколько пользователей будет у системы, мы знаем основные параметры учета и так далее. Естественно, обсуждая систему с разработчиками, мы будем исходить не из того, что есть сейчас, а из того, каким мы видим свой бизнес к моменту запуска системы и в дальнейшем.
Не могли бы вы прокомментировать принципы управления вашей компанией. У вас все магазины более или менее одинаковы или у их директоров есть возможность экпериментировать?
Это абсолютно централизованный механизм. Все предприятия розничной торговли строятся по единой модели и выполняют единый набор операций. Нынешняя информационная система не в состоянии обслуживать неодинаковые, нестандартные предприятия. Поэтому мы идем по пути клонирования. Если система позволит нам создавать некоторые типовые варианты, не один, как сейчас, а два-три разных, тогда мы будем это делать.
Мы более или менее сознательно стараемся уменьшить количество вариантов, потому что чем меньше вариантов, тем меньше возможностей для ошибок. С другой стороны, нас сдерживают технологические ограничения ситемы, которая не в состоянии обслуживать мультивариантную сеть.
Со сколькими поставщиками вы работаете и есть ли смысл говорить о возможности интеграции на каком-то уровне вашей информационной системы с информационными системами ваших поставщиков?
У нас очень много поставщиков. С одними производителями мы работаем напрямую, с другими через их российских представителей. У нас также есть договора с дистрибьюторами и другими посредниками. Ассортимент товаров у нас очень большой и количество партнеров поэтому тоже.
Если говорить об интеграции информационных систем с поставщиками, то определенные работы в этом направлении ведутся. На уровне творческого осмысления этой возможности. Способы обмена информацией с поставщиками у нас очень разные как по форме, так и по скорости и по полноте. Возможно, в будущем некоторая степень интеграции с информационными системами поставщиков станет одним из ресурсов нашей системы, тем более что договориться об обмене информацией мы можем очень легко. Наши партнеры готовы к такому сотрудничеству.
Насколько жестко зафиксированы те бизнес-процессы, которые должны быть зашиты в информационную систему?
Мы считаем, что за шесть лет работы те операции, которые выполняются компанией, достигли определенной степени оптимальности. Очевидного идиотизма мы уже не допускаем. Если окажется, что необходимо внести некоторые коррективы в наши бизнес-процессы для того, чтобы обновить информационную систему, мы их введем. Но, с нашей точки зрения, подход к проблеме должен быть совсем другим. Нужно начать с уже существующих и близких к оптимальным бизнес-процессов и сделать так, чтобы система им соответствовала.