Успешный старт корпорации IBM в компьютерной индустрии был отмечен выпуском системы 701 |
В начале 1950-х годов IBM заинтересовалась военно-промышленным комплексом, хотя разработка новых компьютеров не относилась к числу первоочередных задач.
Но один из сотрудников, Томас Уотсон-младший, сполна хлебнувший солдатской жизни в мировую войну и уже тогда убедившийся в громадном потенциале нового электронного оборудования, все же сумел убедить руководство корпорации заняться исследованиями в компьютерной области. Даже название Defence Calculator отражало суть новой стратегии. Компьютер должен был стать главным объектом специального военного контракта и демонстрировать патриотизм управленческого персонала.
Однако мало кто знает о том, что на самом деле появление на свет системы 701 в гораздо большей степени связано с именем Гутберта Херда.
Именно Херд, скончавшийся в 1996 году, был тем человеком, который сумел пробить в General Electric и десятке других организаций заказы на покупку компьютера 701 несмотря на то, что стоимость машины (свыше 1 млн. долл.) казалась поистине огромной. «Стоимость месячной аренды компьютера 701 составляла 15 тыс. долл., что было эквивалентно зарплате 30 служащих», — писал летописец IBM Эмерсон Пуг в книге IBM?s Early Computers («Первые компьютеры IBM», MIT Press, 1986).
Эта машина использовалась в ходе первой полицейской операции ООН по урегулированию конфликта в Корее.
Основатель подразделения прикладных исследований в IBM Гутберт Херд помог корпорации организовать продажи модели 701 |
Наиболее серьезные изменения предложил внести Джон Бэкус, впоследствии принимавший активное участие в создании компьютера 704. В частности, благодаря ему появилась технология так называемого «ускоренного кодирования» (speedcoding), позволившая заметно упростить написание программ для 701. «Возможность ускоренного формирования кода для машины 701, которая представляла собой одноадресный компьютер с фиксированной запятой без индексных регистров, превратила ее в систему с плавающей запятой, произвольной адресацией и индексными регистрами, — вспоминал Бэкус. — Таким образом, пользователям больше не нужно было мучиться с двоичным кодом, то есть настоящим машинным языком».
Большинство программистов 701 предпочли технологию ускоренного кодирования, хотя это требовало дополнительных расходов. «Синтезированный компьютер работал медленнее, поскольку выполнял дополнительную работу по имитации индексных регистров и операций с плавающей запятой», — отмечал Бэкус.
Уже тогда появились первые компоненты технологии быстрого написания программ, которая используется сегодня. Фактически данная система стала предшественницей аналогичных комплексов, которые были выпущены в 50-60 годах и впоследствии вытеснены языками высокого уровня (такими как Cobol). На сегодня лишь Cи и C++ учитывают особенности аппаратных средств и представляют собой современные версии технологии ускоренного написания кода.
В 1953 году мир познакомился с памятью на магнитных сердечниках — это был первый опыт использования оперативной памяти с прямым доступом. Правда, авторство разработки не принадлежало IBM. Первым компьютером с памятью на магнитных сердечниках стала машина Whirlwind, построенная Джеем Форрестером и его командой из Массачусетсского технологического института.
Идея создания памяти на магнитных сердечниках, использовавшей энергию электрического тока для записи данных в двухмерный массив железных сердечников, впервые была высказана в 1940 году.
Форрестер предложил разместить сердечники внутри трехмерной проволочной сетки, обеспечив таким образом произвольный (в отличие от последовательного) доступ к ним. По сравнению со своими предшественниками память на магнитных сердечниках не только работала быстрее, но и была компактной, надежной и наносила меньше вреда окружающей среде. При использовании любого другого типа памяти информация терялась, как только отключалась электроэнергия.
Однако в 50-е годы производство памяти на магнитных сердечниках обходилось слишком дорого — ее стоимость составляла приблизительно 1 долл. на бит. Кроме того, она отличалась хрупкостью и требовала охлаждения для надежной работы.
Тем не менее эта технология совершила революцию в компьютерной индустрии. К концу 50-х любая вычислительная система использовала память на магнитных сердечниках. За короткий промежуток времени данная архитектура получила широкое распространение. Поэтому IBM ничего не оставалось, как организовать производство этого типа памяти на одном из своих заводов.
Память на магнитных сердечниках использовалась вплоть до 60-х годов, потом ее сменила полупроводниковая технология.