IDC анализирует тенденции мирового рынка Internet-факсов
Отправить факс очень просто: достаточно взять лист бумаги, вставить его в факсовый аппарат и набрать номер.
Просто, но... дорого. Особенно для компаний, где расходы на установку и обслуживание факсов, а также на телефонную связь выливаются в немалые суммы.
Казалось бы, Internet способен снизить расходы на факсы, но не тут-то было. Согласно недавно опубликованному исследованию International Data Corp., озаглавленному «Обзор мирового рынка факсов и прогнозы его развития, 1997-2002», объем продаж обычных факс-аппаратов в 1998 году оказался выше объема продаж Internet-факсов почти в 2000 раз. Однако Питер Дэвидсон, автор исследования, обозначил факторы, «под влиянием которых факсимильный трафик в IP-сетях будет расти все быстрее и быстрее».
Нынешний год, похоже, стал для IP-факсов поворотным. Производители и поставщики услуг весь год готовили нас к тому, чтобы мы навсегда отказались от привычного способа отправки факсов. Специалисты, ответственные за организацию связи, начинают брать новшества на заметку. Испытания проходят с успехом.
Что же такого привлекательного в новом способе обмена факсами? Пришло время воплощения в жизнь идеи бесплатного факса.
Все имеет свою цену
Однако платить все же придется. Привычная схема работы с факсами заменяется на всевозможные виды IP-факсов — от факс-аппаратов с поддержкой протокола IP и устройств, передающих телефонные вызовы системам маршрутизации Internet-факсов, до служб, осуществляющих маршрутизацию в IP-сетях факсов, преобразованных из сообщений электронной почты, Web-страниц или файлов какого-либо формата.
Провайдеры передадут ваш IP-факс в центр данных, который затем доставит его адресату по телефонной сети. Это не совсем IP-телефония, но функция доставки факса все же возлагается на стороннюю службу. Однако это тоже стоит порядочных денег».
Кроме того, существуют решения на базе факс-серверов, маршрутизирующих факсы в Internet или intranet, а также службы, пересылающие факсы в реальном времени или с предварительной буферизацией, и даже бесплатные, ориентированные на потребительский рынок факс-службы, которые получают доход от рекламы.
Рынок факсов по-прежнему процветает
Хотя уже несколько лет назад многие считали, что факсы будут вытеснены электронной почтой, этого до сих пор так и не произошло. Для отправки напечатанного документа ничего лучше факса не придумаешь. Это простой, надежный и общепринятый способ. По данным International Data Corp., более 85% всех документов, отправленных по факсу, поступают с факс-аппаратов, а не с факс-серверов.
Более того, объем использования факсов растет. Свыше 70% компаний из списка Fortune 500 в 1998 году отправили факсов больше, чем в 1997-м. В среднем каждая компания ежегодно отправляет около 945 тыс. факсов. К 2001 году, по прогнозу International Data Corp., общее количество отправленных факсов достигнет 1 млрд. Неудивительно, что объем продаж факс-аппаратов ежегодно увеличивается на 12%. При этом в 1998 году число установленных устройств достигло почти 80 млн.
Так как же насчет бесплатных факсов? Идея в том, чтобы объединить электронную почту и Internet с факс-аппаратом. Обычные или поддерживающие протокол IP факс-аппараты отправляют сообщения в «черный ящик», конвертирующий факс и передающий его на факс-сервер по протоколу Т.37. Сервер определяет, следует ли переслать факс на поддерживающий IP факс-аппарат, на адрес электронной почты или по телефонной линии.
Все факс-машины следующего поколения будут поддерживать IP, но до их появления для маршрутизации всего внутреннего факс-трафика по Internet компании могут пользоваться факс-серверами, основанными на Т.37. Поскольку 40% факсов в компаниях передаются из одного офиса в другой, экономия может оказаться довольно существенной.