Форум вновь собирает разработчиков ИБС
Отечественные разработчики производят 95% всего используемого в стране банковского ПО |
В прошлом году в связи с известными потрясениями в экономике страны форум в очной форме не проводился, правда, его материалы все же были опубликованы. Нынешний, пятый по счету форум, организованный Ассоциацией российских банков совместно с производителями ИБС, посетили представители около 550 банков и финансовых компаний.
Заседания проходили в течение трех дней, с 19 по 21 сентября, по четырем основным направлениям: технологии для управления банками (в том числе аналитические системы), интегрированные банковские системы на базе архитектуры клиент-сервер, средства обеспечения розничных банковских услуг и банковские технологии будущего (в том числе системы «банк-клиент» и технологии Internet). В фойе была развернута выставка компаний, разрабатывающих технологии для финансовых организаций.
Судя по настроениям гостей, шок прошел, раны затянулись, хотя боль все еще дает о себе знать. Как бы то ни было, сегодня перед банкирами и разработчиками острее всего, пожалуй, стоит «Проблема 2000». Причем опасность здесь (как, впрочем, и в других отраслях) кроется не столько в банковских приложениях (как правило, разработчики делают все возможное, чтобы свести к минимуму угрозу проявления в ИБС проблемы тысячелетия), сколько в самих банках. Так, по данным АРБ, которые привел ее президент Сергей Егоров, около 200 банков, находящихся на территории России, не готовы к работе после 1 января.
Михаил Сенаторов, заместитель главы Центрального банка РФ, курирующий вопросы информатизации и телекоммуникаций, уточнил, что, хотя большая часть банков провела необходимые тестирования и исправления, около сотни учреждений еще не отчитались о готовности к переходу в 2000 год. Кроме того, имеются сведения, что часть банков, доложивших о благополучном решении «Проблемы 2000», мягко говоря, искажают факты, просто-напросто блефуя. Сейчас ведется перепроверка. Сенаторов предупредил представителей банков, что, согласно прогнозу ЦБ, ближе к концу года следует ожидать оттока капиталов из финансовых учреждений. Причина банальна: вкладчики хотят избежать неприятностей и потерь, связанных с возможными последствиями нерешенной «Проблемы 2000» или по крайней мере снизить риски таких потерь. Чтобы уменьшить отток, банки должны вести среди клиентов большую пропагандистскую работу, ну и, само собой разумеется, просто обязаны решить чисто технологические вопросы. Без этого вряд ли удастся предотвратить кризис доверия к банковским учреждениям.
Впрочем, интересы специалистов в области банковских информационных систем не ограничиваются сиюминутной «Проблемой 2000». Сейчас во всем мире происходят качественные изменения в сфере банковских технологий. И тут у российских финансовых структур есть неплохие шансы избежать положения аутсайдеров, ведь в отличие от западных многие российские банки не обременены грузом технологических решений 60-70-х. Российские разработчики доминируют на рынке ИБС.
Хотя случившийся год назад кризис заметно ослабил платежеспособность банков, они по-прежнему с большим интересом следят за технологическими новинками, в частности за аналитическими системами. Судя по содержанию дискуссии, развернувшейся на посвященном этой тематике круглом столе, потенциальные заказчики всерьез заинтересованы в мощных средствах анализа как внутреннего состояния банка, так и окружающей его среды. В частности, банкирам очень хотелось бы иметь инструментарий для тщательного анализа своей клиентской базы (особенно корпоративных клиентов) — поиска корреляций в поведении клиентов, выявления групп, работающих в сходных отраслях, имеющих сходные методы ведения бизнеса, одинаковых учредителей и пр. (все это сейчас объединяется под общим названием «управление отношениями с заказчиками»). Как заверили разработчики, большинство поставщиков ИБС уже предлагают некоторые аналитические функции, более полный объем может выполняться по заказу.
Однако, как правило, крупным банкам бывает недостаточно простой аналитики. Банкиры хотят получить также инструменты моделирования поведения банка в тех или иных условиях. Здесь ситуация сложнее. О разработке предназначенной для финансовых учреждений системы ситуационного моделирования заявила только компания R-Style Software Lab. Другие разработчики предпочли завести дискуссию о возможности создания универсальной системы прогнозирования поведения банка. Они пришли к мнению, что, скорее всего, можно построить некую универсальную модель прогноза (в частности, на базе теории игр и исследования операций), но реализовать ее будет крайне трудоемко. Поэтому вряд ли имеет смысл пытаться создавать универсальную модель. На данном этапе развития технологий гораздо дешевле и эффективнее разрабатывать подобные системы на заказ, исходя из реальных потребностей банка. В такие системы стоит закладывать те модели, которые наиболее точно отвечают конкретным задачам анализа и прогноза, а не единую универсальную модель. Они и работать будут быстрее, и инструмент обеспечат именно тот, который нужен банку. А чтобы сложные аналитические запросы не оказывали существенного влияния на производительность СУБД, обеспечивающих транзакции, следует «перекачать» данные из оперативных транзакционных баз данных в хранилища или киоски данных и работать уже с ними.
Другое интересное направление, которому был посвящен второй круглый стол, — это банковские технологии будущего, в том числе системы «банк-клиент». Как известно, для эффективного ведения бизнеса в нынешних условиях требуется оперативное управление банковскими счетами. На помощь приходят системы «банк-клиент». Как правило, эти решения базируются на оперативном управлении счетами посредством Internet. Они реализуются как в виде отдельных программ-клиентов, так и в виде специальных дополнений к браузерам, которые осуществляют криптографическую защиту при обмене данными между клиентом и банком. Судя по всему, в век электронных платежей (а в России к тому же — в период кризиса доверия к банковским карточкам) у таких систем имеются очень неплохие перспективы.