Какими должны стать законы о патентах применительно к ПО?
Ричард Столлман: «Патенты наносят ужасный вред отрасли информационных технологий США» |
По словам участников конференции, организатором которой выступило французское правительство, для повторного обсуждения данного вопроса рабочая группа планирует собраться в 2000 году. Решение Европейской комиссии по этой проблематике, как предполагается, также будет вынесено не ранее чем через полгода.
Европейские страны, похоже, готовы всерьез пересмотреть порядок применения патентного законодательства к программному обеспечению.
Как отмечает Джин-Пол Сметс, консультант по программному обеспечению, возглавляющая эту работу во Франции, судя по времени, отведенному для исследования этой проблемы, сторонники свободно распространяемого программного обеспечения, выступающие за адекватное изменение патентного законодательства, получат около года на подготовку своих приложений. Эти группы во Франции и Германии работают над данными вопросами с представителями местных патентных организаций и Европейского союза.
Сейчас патентные законы США и Японии отличаются от законов, принятых в Западной Европе. В то время как американское законодательство позволяет компаниям патентовать все «полезное и неочевидное», в том числе методы ведения бизнеса и алгоритмы, страны, подписавшие Мюнхенскую патентную конвенцию 1997 года, придерживаются закона, предусматривающего патентование только тех изобретений, которые «имеют промышленное применение». Европейское патентное бюро (EPO — European Patent Office) ежегодно получает около 11 тыс. заявок, касающихся программного обеспечения.
По информации бюро, Мюнхенскую конвенцию подписали 12 членов Евросоюза, а также Швейцария, Монако, Лихтенштейн и Кипр.
Сейчас, как подчеркнул Лютц ван Раден, директор юридического отдела патентной службы Германии, правительства весьма серьезно рассматривают вопрос об изменении ограничений на патентование программного обеспечения.
«Когда компания или человек вкладывают значительные средства в создание передовой технологии, они должны рассчитывать на то, что патент позволит защитить эти инвестиции», — подчеркнул ван Раден.
Однако не все придерживаются такого же мнения.
Пользователи свободно распространяемого программного обеспечения, исходные тексты которого передаются открыто и бесплатно и предполагают возможность внесения изменений и совершенствования со стороны отдельных пользователей, уверены, что более строгие патентные законы поставят в безвыходное положение тех, кто модернизирует или создает новое программное обеспечение, поскольку те будут опасаться нарушить патентные соглашения. Эта тема также крайне волнует европейские компании, работающие в области ПО, которые, в свою очередь, опасаются, что американские компании, опираясь на услуги целой армии специалистов в области патентоведения, окончательно «запугают» нарождающуюся отрасль программного обеспечения. Они также считают, что патентное законодательство — слишком неповоротливое и забюрократизированное, чтобы применять его к быстроразвивающейся программной отрасли.
Несмотря на то что европейское законодательство намного строже, чем американское, оно тоже не избежало нареканий. «Сейчас Европейское патентное бюро используется для того, чтобы поддерживать патенты на максимально простые, если не очевидные, методики программирования, для которых патентование не имеет макроэкономического смысла», — считает Сметс.
Ричард Столлман, основатель движения за свободно распространяемое программное обеспечение и идеолог проекта GNU, заявляет, что патенты наносят ужасный вред отрасли информационных технологий США.
Такие корпорации, как Microsoft и Intel, уже продемонстрировали свои намерения применять большую агрессивность в патентовании Internet-технологий. Microsoft, к примеру, получила несколько патентов на технологии, полезные для электронной коммерции, и пока не создала никаких продуктов на основе таких технологий, что только усиливает вероятность будущих судебных разбирательств с другими фирмами, которые попытаются разработать аналогичные продукты.
Впрочем, существует мнение, что во многих случаях в Европе патентные правила слишком либеральны. Ван Раден считает, что решение этой проблемы состоит в усилении регулирования, а не в ослаблении его. Чем обширнее информация о патентах и чем лучше они документированы, тем меньше опасность злоупотребления ими.
Судя по словам министра промышленности Франции Кристиана Пьерре, выступавшего на конференции, приверженцы программ с открытыми исходными текстами пользуются симпатией со стороны французского правительства. Пьерре подчеркнул, что правительство будет «весьма тщательно» рассматривать вопрос о влиянии патентованного программного обеспечения на работу национальных компаний и судьбу всей отрасли свободно распространяемого программного обеспечения.