В этом году наблюдался ажиотажный спрос на выставочные площади
Давно я не встречал такого единодушия в оценке компьютерной выставки. Все, кого я просил высказать свое мнение о нынешнем, десятом по счету SofTool, отмечали очень хорошую работу организаторов выставки, хвалили их за четкое взаимодействие с потенциальными и реальными ее участниками и своевременную и профессиональную рекламную кампанию, ориентированную на вполне определенную аудиторию — именно ту, которую хотели бы видеть возле своих стендов экспоненты. Так же единодушно мои собеседники оценивали и круг посетителей: по всеобщему мнению, в подавляющем большинстве это не студенты и не праздношатающиеся, а квалифицированные пользователи, хорошо представляющие, что им нужно, и со знанием дела расспрашивающие о возможностях тех или иных продуктов.
Нынешний SofTool был более многолюден, да и оформление стендов было заметно лучше, чем год назад |
Думаю, успеху нынешней выставки в немалой степени способствовала мудрость, проявленная организаторами в период подготовки выставки прошлогодней, когда тем, кто не успел полностью оплатить участие, все же была предоставлена возможность выступить. Уверен, что прошлогодний SofTool помог рынку выйти из шокового состояния.
Нынешний был более многолюден, да и оформление стендов было заметно лучше, чем год назад. По-видимому, и участники (в этот раз набралось без малого 200 компаний), и посетители оправились от кризиса, адаптировались к новым условиям и сейчас чувствуют себя вполне уверенно.
Более того, по словам директора выставки Елены Соловей, в этом году наблюдался «ажиотажный спрос» на выставочные площади. Компаниям очень хотелось получить пусть даже маленький, но свой стенд на SofTool. Такого ажиотажа вокруг площадей не было ни разу за все предыдущие годы.
Характерная черта нынешней выставки — почти полное отсутствие иностранных компаний и их российских представительств (лично я приметил лишь две: Sybase и StatSoft). Несколько больше, но тоже немного было дистрибьюторов зарубежных фирм-разработчиков. Трудно сказать, что здесь сыграло роль — неопределенность перспектив российского рынка и связанное с этим снижение активности иностранных компаний в России или же резкое усиление давления на рынок со стороны российских разработчиков. На мой взгляд, влияние первого фактора больше. Прошлогодний кризис отодвинул на неопределенное время экспансию иностранных производителей на российском рынке и подарил отечественному компьютерному бизнесу шанс прочнее встать на ноги на родной земле. Вероятно, участники SofTool полагают, что было бы глупо его упускать. По крайней мере, их нельзя было упрекнуть в недостаточной активности на выставке.
Другая характерная черта — сдвиг центра тяжести выставки с бухгалтерских, финансовых и экономических систем в сторону решений для автоматизации промышленности, систем АСУТП и САПР. Теперь не скажешь, как несколько лет назад, что SofTool — это выставка бухгалтерского программного обеспечения, отнюдь нет. Решения для промышленного сектора стали занимать на выставке очень видное место, хотя говорить о доминировании представителей этого сектора ПО было бы ошибочно. Причин, объясняющих сдвиг в сторону промышленного сектора, множество: тут и уход с рынка экономического ПО слабых, полукустарных компаний, и связанное с этим выдвижение на первый план относительно немногочисленной группы лидеров этого сектора, и начавшийся вскоре после кризиса подъем предприятий, производящих импортозаменяющую продукцию, и назревшая необходимость замены оборудования и технологических линий на промышленных предприятиях, которые могут и хотят успешно вести бизнес. Соответственно спрос рождает предложение. Целый ряд компаний («АвтоГраф», ADEM, «Аскон», Infars, T-Flex, «Гемма», Научно-исследовательский центр автоматизированных систем конструирования, «Промсталь», «РТСофт», «Науцилус», «Лоция Софт», «Топ Системы» и еще примерно десяток компаний) представили решения для автоматизации конструкторской деятельности и управления производственными процессами. Со своей стороны многие поставщики экономического ПО также предлагают отраслевые решения для управления бизнесом промышленных предприятий.
Еще одна черта — многоплановость. Несмотря на название выставки, среди участников SofTool было немало поставщиков всевозможного оборудования, начиная с ПК и офисных принтеров и заканчивая сетевыми кабелями, сканерами штрих-кодов и пр. По словам Игоря Чередниченко, директора компании Desten Computers, «корпоративным пользователям ?железо? всегда нужно. Люди приходят, чтобы познакомиться с ПО, и заодно обратят внимание на ?железо?». Примерно то же самое, почти слово в слово, повторили и другие участники — поставщики оборудования: представленная техника играла роль сопутствующего товара. Похоже, подобный взгляд на информационные технологии — это еще одна ключевая особенность выставки. Возможно, российский рынок вплотную подходит к рубежу, когда именно ПО, а не оборудование становится стержнем информационных технологий, когда пользователи ищут именно решения, а оборудование покупают, чтобы этим решениям было на чем работать.
Отдельных слов заслуживает и активность компаний, поставляющих решения в области защиты информации. «ДиалогНаука», «Лаборатория Касперского», МО ПНИЭИ, «ЛАН Крипто», Aladdin, «Актив», Rainbow Technologies и другие демонстрировали широкий спектр систем, обеспечивающих безопасность работы с данными, начиная с антивирусных программ и заканчивая средствами криптографической защиты, электронной подписи и электронными ключами. По-видимому, деятельность этой группы компаний отражает растущее понимание важности проблемы безопасности компьютерных систем. Зато исчезло, отошло даже не на второй, а на третий план вечное, как казалось недавно, противостояние отечественных поставщиков систем оптического распознавания текстов — компаний ABBYY и Cognitive Technologies. В выставке принимала участие лишь первая, да и то она больше сосредоточилась не на редких и по-прежнему дорогих OCR-системах, а на массовой и недорогой продукции — электронных англо-русских словарях.
На мой взгляд, в этом году SofTool занял именно то место, которое и должен был занять, — самой важной и престижной осенней компьютерной выставки, аналога «Комтека», организуемого не под занавес сезона деловой активности, а, наоборот, в момент его открытия. Родившаяся десять лет назад выставка не выродилась (как предрекали каких-то три-четыре года назад), а напротив — ожила и окрепла. Учитывая, что всякая выставка в какой-то мере передает настроение рынка, можно сказать, что и компьютерный рынок за последние десять лет окреп и качественно преобразился, отказавшись от погони за мегагерцами в «железяках» и гонки с преследованием передовых технологий управления и ведения бизнеса.