Черного моря весьма удачно, там, где, как остроумно выразился один из участников, «не только провайдера, но и обычного телефона не найти». По причине горного рельефа местности молчали и сотовые трубки. В общем, обстановка располагала к непосредственному и неформальному общению, что с точки зрения завязывания деловых контактов и обмена мнениями было гораздо результативнее, чем использование электронной почты.
Конференция явилась продолжением ежегодной Всероссийской школы-семинара для разработчиков программного обеспечения, проводящейся под эгидой Московского и Ростовского госуниверситетов уже в 27-й раз. В отличие от своих предшественников, нынешнее мероприятие далеко вышло за рамки частной межвузовской инициативы, которая, как правило, объединяла под свои знамена из года в год одних и тех же участников. В этом году на Черноморском побережье собралось около 200 представителей из почти 50 академических и вузовских учреждений России и ближнего зарубежья. На конференцию было заявлено 111 различных докладов, что вплотную приблизило ее по весомости к Российскому Интернет-Форуму.
Однако конференция сильно отличалась от РИФ прежде всего тем, что позиционировалась она не для широкого круга бизнесменов, рассматривающих Сеть как сферу своих деловых интересов, а для научных работников, для которых Internet — это распределенная библиотека знаний. Возможность пополнять эту базу и собственными знаниями превратила такую практику фактически в стандарт научной деятельности. Кстати, нынешний форум под Новороссийском финансировал Российский фонд фундаментальных исследований, а поддержал его Миннауки и технологий.
Несколько устаревшей и неподготовленной к взрывообразному росту числа участников оказалась система пленарных заседаний. И хотя часть докладов была переведена в категорию стендовых — своего рода мини-выставку, оставшимся докладчикам выделялось не более 15-20 минут на выступления и ответы на вопросы. Получалось, что выделенного времени хватало только на то, чтобы лишь пересказать содержание тезисов, опубликованных в сборнике докладов, и обрисовать идею в самых общих чертах.
Насколько можно было судить, практически всеобщий интерес участников конференции вызывали сугубо технические темы, такие как методы создания динамически настраиваемых Web-страниц, Web-интерфейсы к базам данных, способы автоматического индексирования текстовых документов, помещаемых в сетевые базы данных, а также технологии поиска документов. Актуальность данной тематики на научной конференции была весьма закономерна, так как, во-первых, проблема поиска нужной информации в Сети является на сегодня самой острой для пользователей, а во-вторых, научным работникам чаще всего приходится иметь дело со специфическими текстовыми документами, для которых проблему поиска не решить с помощью одних только ключевых слов или семантического анализа. В ответ на чаяния собравшихся были представлены сложные и оригинальные решения по автоматизированному построению полнотекстовых информационных систем на базе компьютерной лингвистической обработки текстовых документов, технология смыслового поиска и индексирования текстовой информации «Ключи от текста» и ряд других. В качестве запроса в данных системах могут фигурировать не только отдельные слова, связанные логическими операторами, но и образцы текста. И все же говорить пока о широком внедрении подобных технологий в Сети докладчики не очень решались. Одно дело — лабораторные испытания внутри локальной корпоративной сети, и другое общедоступные сети с непредсказуемым поведением и трафиком.
Особняком, заслужившим, однако, аплодисменты участников конференции, стоял доклад на тему «Маркетинг в сети Интернет», прочитанный директором компании Price.ru Аркадием Морейнисом — единственным, пожалуй, представителем деловой прослойки Internet на нынешнем форуме. По мнению самих ученых, главная польза для слушателей этого доклада состояла в признании необходимости популяризировать, то есть сделать доступными и известными своей целевой аудитории самые интересные ресурсы. Если наука стремится использовать для своих целей глобальную Сеть, то она должна учиться постигать законы, по которым эта среда живет и развивается.