Перспективы российского рынка высоких технологий глазами инвестиционной компании
Максим Барский: «Российский рынок высоких технологий в целом представляется нам более привлекательным» |
Мы не один раз слышали о том, что в российском Internet вот-вот появятся настоящие инвесторы. Для того чтобы оценить, насколько обоснованы эти высказывания, мы продолжаем серию интервью с представителями ведущих российских инвестиционных компаний. Сегодняшний разговор заместителя главного редактора Computeworld Россия Григория Милова — с представителем компании «Тройка-Диалог» Максимом Барским.
Ощущаете ли вы рост интереса со стороны западных инвесторов к российским высокотехнологичным компаниям, в частности связанным с Internet?
«Тройка-Диалог» достаточно давно работает с высокотехнологичными компаниями. Скажем, руководитель направления инвестиционно-банковской деятельности «Тройки-Диалог» Алан Аптер известен в России и за рубежом тем, что вывел акции компании «Вымпелком» на американский фондовый рынок.
Мы можем говорить о высокотехнологичных рынках России исходя из нашего опыта работы с вполне конкретными российскими компаниями. Начнем с Internet. Одним из наших клиентов давно является Internet-провайдер Cityline и связанные с ним структуры. Работая с ними, мы обнаружили, что существует невероятный интерес к российской Сети со стороны как российских, так и западных инвесторов. Оглядываясь назад, можно выделить целый ряд факторов, служащих источником этого интереса. Во-первых, большие телекоммуникационные компании, такие как «Ростелеком», МГТС, местные компании электросвязи, несмотря на предпринятые ими попытки, не сумели добиться заметных успехов именно на рынке услуг доступа к Internet, тем не менее количество пользователей практически удваивается.
Во-вторых, западные канальные операторы, например Telia, Teleglobe, UUNet, GTS, обнаружили очень интересные тенденции в распределении трафика по их каналам в России. Если еще несколько лет назад соотношение потоков информации из-за рубежа в Россию к внутрироссийским потокам было 80:20, то сейчас, по мере развития русскоязычного сегмента Internet, это примерно половина на половину. В будущем ожидается дальнейшее снижение международной, и поэтому более дорогой составляющей трафика. Канальные операторы поняли, что российский рынок привлекателен для них из-за достаточно больших объемов и что они уступают этот рынок локальным операторам связи. С их стороны возник большой интерес к компаниям, развивающим внутрироссийскую инфраструктуру Сети, Internet-провайдерам, операторам связи. Наверное, активнее всех на этом рынке сейчас ведет себя GTS.
В-третьих, на рынке Internet-инвестиций стали намного активнее российские финансово-промышленные группы, которые поняли, что для сохранения своего влияния им необходимо обладать сильным присутствием в Internet. «Мост-медиа», ЮКОС, «Альфа» либо уже запустили масштабные Internet-проекты, либо такие проекты находятся у них в стадии разработки.
Как вы оцениваете потенциал российского рынка с точки зрения западных инвестиций?
Оценив складывающуюся ситуацию, специалисты «Тройки-Диалог» пришли к выводу, что в отличие от общемирового рынка, где примерно равные средства извлекаются Internet-провайдерами за предоставление доступа, Internet-средствами массовой информации и фирмами, специализирующимися в области электронной коммерции, — в России последние два сегмента имеют несравненно более низкий потенциал. Это связано прежде всего с неразвитостью финансовых институтов в России и отсутствием кредитных или дебетовых карт у подавляющего большинства населения страны.
Несмотря на то, что вложения в компании, занимающиеся предоставлением доступа в Internet, являются высокоприбыльными, рыночная стоимость провайдера оценивается умножением определенного коэффициента на объем продаж, а не на прибыль, как это принято в других индустриях. Для таких компаний практически закрыты российские финансовые рынки. Причин для этого несколько. Во-первых, пропускная способность транспортной сети МГТС ограничена. Для независимого от МГТС провайдера это, пожалуй, важнейший сдерживающий фактор. Во-вторых, серьезная работа на рынке предоставления услуг Internet требует постоянного технического перевооружения и постоянных инвестиций в инфраструктуру. По большому счету, для того чтобы поспевать за техническим прогрессом, провайдеры должны забыть о прибыли на многие годы вперед. Финансовые институты, инвестирующие в Россию, не могут себе этого позволить. Поэтому к данному сегменту, несмотря на его привлекательность, повышенный интерес проявляют только западные телекоммуникационные компании, уже имеющие опыт в России. В качестве примера можно привести компанию GTS, которая сейчас довольно активно скупает Internet-провайдеров.
Финансовые институты в свою очередь могли бы очень комфортно чувствовать себя в сегменте создания информационного наполнения для Internet. В этом сегменте нет финансовых ограничений. Инвестиции в инфраструктуру невелики. Но и здесь свои проблемы. Отсутствие у населения кредитных карточек и сколь бы то ни было удобной альтернативы оплаты по Internet приводит к тому, что большинство в настоящее время развиваемых проектов можно отнести к категории медиа. Медиа-ресурсы, как известно, живут за счет поступлений от рекламы. В этой области в последнее время наметился явный прогресс, однако до сих пор очень немногие сетевые проекты окупают себя или имеют надежду начать окупаться в будущем. В результате от развития средств массовой информации в Internet выигрывают в основном те же Internet-провайдеры.
Рассматривались ли вами какие-нибудь интересные проекты в области высоких технологий, не имеющие прямого отношения к Internet?
Давайте начнем с того, что во всем мире интерес к Internet существенно выше, чем практически ко всем остальным секторам рынка высоких технологий. В свое время Эстер Дайсон рассказывала нам, что американских инвесторов практически не интересует ничего, кроме Internet. Экономические условия в России делают этот сегмент не самым привлекательным для вложений. Доходы на одного абонента в России неизмеримо низки по сравнению с затратами на его приобретение. Ситуация может измениться лишь в случае появления относительно недорогих средств доступа в Internet. Опросы показывают, что большинство москвичей готовы потратить до 250 долл. за простое и эффективное средство соединения с Internet.
Российский рынок высоких технологий в целом представляется нам более привлекательным. Мы всегда говорили инвесторам, что рискованность вложений в высокотехнологичные компании здесь намного ниже, чем в любые другие российские финансовые инструменты. Ведь технологии, созданные людьми, в крайнем случае можно перевести за границу.
В России много технологичных компаний, с которыми мы стараемся работать. Давайте начнем с самых известных. Компания ABBYY — создатель одного из лучших в мире пакетов распознавания печатных символов. Помимо великолепного продукта, эту компанию отличает профессиональный подход к менеджменту. Когда компания достигла уровня, при котором продукт можно было предлагать пользователям по всему миру, ее руководство обнаружило, что каналы продвижения у относительно небольшой российской компании на глобальный рынок отсутствуют. И тогда была предпринята попытка найти партнеров, у которых были бы такие каналы. Сейчас в разных странах у ABBYY есть партнеры, работающие как с корпоративным, так и с массовым пользователем, и в обеих нишах продукт продвигается очень агрессивно.
Другой позитивный пример — относительно мало известная в России компания Megaputer Intelligence (www.megaputer.ru), один из ведущих в мире производителей ПО в областях корпоративных и локальных хранилищ данных, систем оперативной аналитической обработки информации.
Есть российская компания-разработчик, имя которой я пока не имею права называть, чей новый продукт, по мнению многих аналитиков, может произвести настоящую революцию в области общения 10-14-летних между собой и с Internet. Речь идет об очень простом в использовании устройстве беспроводной связи с возможностью групповой работы. По нажатии единственной кнопки подросток оказывается как бы подключенным к Internet, при этом никакой повременной оплаты не предусмотрено.
Как инвестиционным банкам удается находить такие компании и какими критериями пользуетесь вы?
Я бы выделил два типа ситуаций. В некоторых случаях продается и покупается технология. При этом покупателями выступают известные глобальные компании, например Motorola, Siemens и другие. С одной стороны, такие фирмы, как правило, имеют долгосрочные интересы, и они приобретают что-то в расчете на перспективу. Обратной стороной этого факта является то, что они почти совершенно не заинтересованы в бизнесе тех компаний, которые приобретают.
Другая ситуация, которая в России встречается несколько реже, — это приобретение собственно бизнеса. В этом случае, естественно, компания должна обладать сложившейся корпоративной культурой, должны быть налажены планирование и финансовая отчетность.
И в том, и в другом случае очень важно не переоценивать стоимость своей фирмы. Очень важна готовность к выстраиванию отношений с инвестором. С инвестором придется жить. Отчитываться перед ним за финансовые результаты, считаться с ним при принятии решений о стратегическом развитии бизнеса.
Я также должен отметить, что до последнего времени технологичные компании достаточно редко обращались к нам за консультациями. По большому счету, мы искали их сами. Мы надеемся, однако, что в дальнейшем ситуация начнет постепенно изменяться.
Какую специфическую роль инвестиционный банк играет в поиске инвесторов для российских компаний?
Мы считаем, что на сегодняшний день мы несем своего рода образовательную функцию. В России пока нет культуры грамотного управления бизнесом. Почти полностью отсутствует бизнес-моделирование и настоящий финансовый менеджмент. Поэтому мы считаем очень важной выполняемую нами функцию: обучение компаний тому, как им себя вести, чтобы иметь шанс для привлечения инвестиций.
Другая важная функция — отбор проектов. Нам известны признаки, которые делают компании интересными для инвесторов. Опыт показывает, что невозможно конкретного инвестора притянуть за уши к какому-либо проекту. К компании должен быть достаточно большой интерес в широких кругах инвесторов, для того чтобы покупка акций совершилась.
Также очень важно, чтобы на слуху было некоторое количество историй успеха продаж акций российских компаний. После кризиса в прошлом году интерес инвесторов к российскому рынку был близок к нулю. Это продолжалось практически до того момента, когда компания «Вымпелком» продала блокирующий пакет акций норвежскому оператору. Это было как гром среди ясного неба. Сделка существенно подогрела интерес инвесторов к российскому рынку высоких технологий в целом.
Есть ли какая-то формальная процедура рассмотрения вами запроса со стороны компании, заинтересованной в работе с вами?
Да, есть. Компания должна передать нам более или менее детальное описание проекта, о котором идет речь. После его предварительного рассмотрения нашими специалистами мы оцениваем, насколько такой проект может быть нам интересен. Если интерес есть, подписываем с компанией соглашение о конфиденциальности и передаем ее руководству достаточно длинный список вопросов, на которые оно должно ответить. Например, необходима информация об юридической структуре компании, ее акционерах и т. д. После этого начинается настоящая работа.