Теперь перед Internet-маркетологами стоит нелегкая проблема: на чьи данные опираться
Андрей Милехин готов не только объяснить полученные им цифры, но и выслушать объяснение -- чего же в конце концов его "Институт" намерял |
Выход на обжитой уже рынок -- дело нелегкое. Для этого желательно, как минимум сделать продукт, кардинально отличающийся от уже имеющегося в продаже. В последнем Национальный институт социально-психологических исследований (несмотря на название -- компания отнюдь не государственная) вполне преуспел: предлагаемое им к изучению и покупке исследование российской Сети (выборка -- 5013 человек старше 18 лет из 181 населенного пункта страны) радикально отличается от имеющих широкое хождение результатов конкурентов.
Например, население Рунета, по подсчетам НИСПИ, на конец июля составило 6,1 млн. человек (плюс-минус 0,7 млн.). Что на 1,4 млн. больше, чем аналогичная величина на конец мая (тогда, как легко подсчитать, россиян в Сети было 4,7 плюс-минус 0,6 млн.). Результат весьма неожиданный: наиболее часто употребляемые данные гораздо скромнее: "Комкон-2" и российский "Гэллап" считают, что россиян в Internet 1,4-1,7 млн.
Пока эти цифры фигурировали лишь на сайте monitoring.ru, принадлежащем НИСПИ и родственным ему структурам, они были мало кому известны (например, агентство РОМИР насчитало почти 6 млн. Internet-россиян еще в июле). Но после того как 14 октября гендиректор НИСПИ Андрей Милехин их обнародовал, эти данные стали такой же реальностью, как и любые другие. Естественно, природа столь радикального расхождения между "привычными" выкладками и данными НИСПИ вызвала множество вопросов, на которые было дано не меньшее количество разнообразных ответов.
Например: "Москва" (то есть собравшиеся, включая приезжих из других городов) плохо знает жизнь регионов, которую внимательно отслеживает НИСПИ и родственные ему структуры. В регионах же жизнь, в том числе и компьютерная, бьет ключом, развертываются предвыборные штабы, которым требуются компьютеры, электронная почта, доступ в Internet и т. п.
Еще одна версия связана с особенностями опроса: условия составлены так, что в категорию пользователей попадают те, кто посетил Internet раз в жизни и до сих пор хранит об этом трепетное воспоминание. Или -- не посещал ни разу. Таковых, правда, набралось менее 45%, даже после их исключения получается три с лишним миллиона.
Разнообразны и объяснения происхождения полуторамиллионной прибавки. Тут и деятельность упоминавшихся "штабов", и замечательная идея, что если к майскому показателю его "плюс-минус" прибавить, а от июльского соответственно, отнять то приращение составит всего-навсего 100 тысяч. Немало, особенно для летнего времени, но все ж не полтора миллиона. Ну и, наконец, измученные вопросами творцы аналитического исследования признали, что и сами не понимают, почему их данные так отличаются от широко известных цифр конкурентов. И предложили всем желающим (включая глубокоуважаемых друзей-соперников) подключиться к обсуждению результатов.
Подключатся ли конкуренты -- это еще вопрос, для них гораздо интереснее обнародовать свои цифры, а не пропагандировать, пусть и посредством обсуждения, чужие. Но незамеченными в сетевом сообществе результаты не останутся: об этом в НИСПИ позаботились, призвав на помощь "экспертов" (известных в Рунете личностей, специалистов фирм-провайдеров и просто связанных с Internet сотрудников крупных компаний), которые составили разнообразные рейтинги. Не обойдя, естественно, столь горячие темы, как "Рейтинг результативности вклада в развитие российского Интернета" "Рейтинг известности для массовой аудитории российского Интернета".
В первой пятерке интересных сайтов, с точки зрения самих экспертов, -- lenta.ru, yandex.ru, rambler.ru, anekdot.ru и rbc.ru. Эти же сайты, но в несколько иной последовательности (rambler.ru, anekdot.ru, rbc.ru, yandex.ru и lenta.ru), по мнению экспертов, наиболее интересны и для массовой аудитории. Сама аудитория, опрошенная на предмет выяснения ее пристрастий, предпочтения выказала совершенно иные, иногда -- просто удивительные (всего эксперты смогли угадать три названия из 10, при этом первые пятерки абсолютно различны).
Остается только гадать -- подвела ли исследователей НИСПИ аудитория или попались неправильные эксперты, которые, наверное, дают неправильные оценки.
Если не считать весьма высокой численности и странных пристрастий, в остальном портрет пользователя Internet по версии НИСПИ мало чем отличается от общепринятого: это скорее молодой (средний возраст -- 31 год) мужчина (59%), с высшим или незаконченным высшим образованием (79%), служащий (43%), учащийся (23%) или предприниматель (17%). В двух случаях из трех пользователь ходит в Сеть с рабочего места, 54% не смогли назвать имени своего провайдера (насколько правильно это сделали назвавшие, не выяснялось).
Интересно также, что по версии НИСПИ лишь 10% пользователей проживают в Москве и Санкт-Петербурге - меньше, чем в сельской местности (11%). Близость выборов не дала пройти мимо искушения выяснить политические пристрастия. Наиболее популярны "Яблоко" (17%), "Отечество -- вся Россия" (10%) и ЛДПР (9%). При этом последняя партия за два месяца, прошедшие со времени прошлого исследования, более чем удвоила число своих сторонников. А ведь никакой особой активности, в отличие от первых двух организаций, отстраненная ныне от выборов ЛДПР не проявляет.
Теперь перед Internet-маркетологами (и вообще всеми, планирующими деятельность в Сети) стоит нелегкая проблема: на чьи данные опираться. То ли на НИСПИ и РОМИРа, то ли "Комкона" и Gallup. И слова Милехина, что "в области измерения Internet-аудитории ситуация еще не вышла из под контроля (чьего? -- Прим. ред.), как обстоит дело с остальными СМИ" излишне оптимистичны: разницу между 1,5 и 6 млн. легко почувствовать.