В организациях, где о прибыли не может быть и речи, компьютер и по сей день в диковинку

Научно-информационный центр «Судьба» занимается поиском сведений о военнослужащих, погибших и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Заявки на поиск в электронной книге памяти подаются в музей Великой Отечественной войны на Поклонной го

Конец XX века называют информационной эпохой. Говорят еще о повсеместном распространении компьютеров. Но все же справедливость требует признать, что слово «повсеместный» означает в данном случае скорее все места, где информация приносит доход. В организациях же, где ни о какой прибыли не может быть и речи, компьютер и по сей день производит впечатление технического чуда. Как ни печально, такое состояние кажется чем-то едва ли не само собой разумеющимся. О нем беспрестанно возмущенно говорят, но от обилия разговоров еще больше приучаются к мысли, что так есть и так будет еще долго.

Научно-информационный центр «Судьба» занимается поиском сведений о военнослужащих, погибших и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Конечно, основную нагрузку составляют ответы на запросы граждан, которые разыскивают могилы своих близких и знакомых. Помимо этого, НИЦ предоставляет целенаправленно отобранную информацию для издания книг памяти — центральных или региональных. Эта работа выполняется на договорной основе, по существу, это единственный источник дохода, поскольку запросы граждан обрабатываются бесплатно.

Подобного рода задачи как нельзя лучше решаются компьютерными средствами, это классические задачи для баз данных. И в НИЦ «Судьба» работает банк данных, электронная книга памяти. Это уникальный продукт, содержащий более 19 млн. записей, развернутый на ПК, к которому вот уже несколько лет не прикасалась рука специалиста по техподдержке. В штате просто нет человека, в должностные обязанности которого входили бы эти задачи. Записью в банке данных является очень сложная структура с переменным числом полей, представляющая собой информацию о погибших военнослужащих.

О своей работе рассказала Татьяна Ленарская, ведущий инженер НИЦ. В ее обязанности входит обработка заявок на поиск сведений о военнослужащих Великой Отечественной войны. Заявки на поиск в электронной книге памяти подаются в музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Там родственники заполняют специальные анкеты. Вопросы бывают очень разные — кто-то ищет родственников или друзей, кто-то уточняет сведения об уже известном человеке, кого-то может интересовать включение в книгу памяти. Информация заносится в банк данных. Вначале просматривается именной каталог — это сокращенный вариант банка данных, где ищутся наиболее подходящие персоналии. Найденные персоналии передаются военным консультантам, которые, пользуясь всевозможными военными справочниками и, конечно, опираясь на немалый опыт, делают свои заключения.

Этот поиск требует очень кропотливой работы. Поступающие сведения не только неполны — это было бы полбеды, но в них часто встречаются ошибки, к тому же надо отслеживать многочисленные переименования населенных пунктов. Для того чтобы установить наверняка, что найден именно тот человек, о котором шла речь в запросе, требуется уточнить и сопоставить множество косвенных признаков — имена родителей, место и время призыва, часть, в которой он служил.

При создании банка данных вся входящая в него информация была подготовлена и разослана по областям, в местные военкоматы и другие организации. В это время принтеры работали не переставая с утра до вечера. Адрес рассылки устанавливался автоматически по месту призыва или, для кадровых военнослужащих, по месту рождения.

Сведения, занесенные в банк данных, получены из трех архивов — Военно-медицинского, Военно-морского флота и ЦАМО. Тысячи томов дел были переправлены в НИЦ «Судьба», где работали сотни операторов, переносивших эту информацию в компьютеры. Конечно, для гарантии корректности ввода были сделаны некоторые установки, например были зафиксированы названия областей, а вот предусмотреть проверку на названия деревень или районов было немыслимо. Это тоже создает предмет для дополнительного контроля.

Конечно, найти захоронение конкретного человека удается редко, но и это, и просто выяснение каких-то сведений, которые беспокоили заявителей, случается в практике работы.

Часть работы НИЦ состоит в рассылке заявок на проверку вновь поступившей информации. Уточняется, действительно ли есть на территории области то или иное захоронение. Переписка ведется очень большая, в том числе с зарубежными организациями. НИЦ «Судьба» связывается с посольствами, с Международной службой розыска. На территории иностранных государств эта работа поставлена гораздо лучше. Сами захоронения содержатся в порядке, а информация о них составлена более подробно и хорошо организована.

В НИЦ дополнительно поддерживается база данных регистрации, куда заносятся заявки. С 1994 года, когда заявки начали поступать, их накопилось несколько тысяч. Обработать их силами нескольких человек, которые составляют штат НИЦ, просто немыслимо. Автоматизированная база данных позволяет по крайней мере быстро выяснять текущее состояние работы над заявкой и отвечать на повторные запросы или звонки граждан. Для НИЦ это весьма важно, поскольку сами запросы обрабатываются крайне медленно.

Конечно, ускорить обработку запросов можно и другим способом. Увеличить численность сотрудников, повысить эффективность использования банка данных — развернуть локальную сеть, установить более современное оборудование. Однако все это требует средств, а пока их не будет, сотрудники «Судьбы» в самой меньшей степени будут ответственны за долгое ожидание родственников или однополчан.