Software AG помогает российским вузам
Компании, так или иначе сотрудничающие с учебными институтами, выглядят благородно в глазах общественного мнения, а в России, при бедственном финансовом положении высшей школы, — благородно вдвойне. Компания Software AG продемонстрировала хороший вкус и отличные манеры дважды подряд — заключив сразу два соглашения с вузами Москвы.
Борис Оныкий получает целое предприятие — «фабрику» приложений Bolero |
12 октября был подписан договор о сотрудничестве с МИФИ, а 14 октября — с Институтом менеджмента Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Оба вуза уже несколько лет взаимодействуют с Software AG. МИФИ — начиная с 1997 года (если не считать нескольких десятков лет знакомства с продуктами компании под «псевдонимами», например, ДИСОД). Сейчас на факультете кибернетики студентам читаются курсы «Модели данных СУБД» и «Проектирование баз данных», в рамках которых они изучают СУБД Adabas и Adabas D, среду разработки Natural, включая NEW (Natural Engineering Workbench).
Продукты и технологии Software AG студенты МИФИ используют при написании курсовых и дипломных работ, а также во время прохождения преддипломной практики. Эти же продукты изучают и используют студенты МЭСИ, опыт сотрудничества которого с Software AG лишь немногим меньше — с 1998 года. Сейчас студентам МЭСИ, обучающимся по специальности «Информационные системы в экономике», читаются курсы «Корпоративные информационные системы», «Проектирование экономических информационных систем» и «Бизнес-реинжиниринг».
В соответствии с условиями договоров Software AG предоставит двум вузам лицензии на программные продукты для проведения различных форм занятий. Кроме того, учебные заведения получат демонстрационные лицензии на новейшие программные продукты — информационный XML-сервер Tamino и «фабрику» приложений Bolero.
Специалисты компании окажут помощь в инсталляции программ, а также предоставят все необходимые консультации при подготовке программ учебных курсов.
Вложение средств в обучение студентов вузов дает на первый взгляд противоречивые результаты. С одной стороны, компания не получает быстрой и однозначной отдачи. Студент — это не сертифицированный специалист, который, можно сказать, затем и учится, чтобы пойти на работу, от которой компания получает прямую выгоду. Человек с дипломом о высшем образовании может отправиться хоть в автосервис, хоть замуж — что одинаково бездарно с точки зрения компании, вложившей средства в образование студентов.
С другой стороны, вовсе не очевидно, что в России сейчас, во всяком случае, есть ежегодный спрос на несколько десятков специалистов по продуктам Software AG. Точнее, спрос есть — по словам управляющего директора Software AG в странах СНГ Сергея Сигарева, некоторые клиенты компании сетуют, что практически прекратилась подготовка специалистов по мэйнфреймам, но при устройстве на стабильную работу в серьезное государственное учреждение, вчерашний выпускник, знающий предмет возможно, лучше всех остальных претендентов, проигрывает им в других, так называемых «политических» качествах.
Трудоустройство молодых людей, возможности для их самораскрытия серьезно заботят ректора МИФИ Бориса Оныкия и преподавателей кафедры кибернетики. К сожалению, ни преподаватели, ни компания не могут серьезно помочь им в трудоустройстве. Предприятия, использующие продукты Software AG, никак не взаимодействуют с самой фирмой при поиске сотрудников. Со своей стороны, преподаватели кафедры кибернетики МИФИ начали делать то, что в их силах, — составлять базу данных специалистов. Правда, по словам Сигарева, такая база может весьма заинтересовать зарубежные предприятия.
Заняв место в студенческой аудитории, компания фактически обеспечивает свое будущее на много лет вперед. Помимо подготовки специалистов, она делает себе перспективную и очень точно нацеленную рекламу.
Оныкий, рассказывая, как, по его мнению, должно развиваться сотрудничество с Software AG, предложил организовать своего рода центр взаимодействия с компанией. Помимо выполнения сугубо деловых функций, такой центр, качественно оформленный с помощью компании, станет ярким пятном в обветшавших, к несчастью, коридорах института. Это, несомненно, отпечатается в памяти даже у тех, кто не будет впоследствии заниматься непосредственно информационными системами, но займет руководящие посты в бизнесе, и может «срезонировать» впоследствии при принятии важного решения.
Студенты лично заинтересованы в освоении новейших перспективных технологий — это то, с чем им придется работать после окончания института. В этом смысле предоставление институтам системы, ориентированной на приложения электронной коммерции Bolero, оказывается как нельзя кстати. Конечно, трудно предусмотреть скорость распространения этой технологии, но, вероятнее всего, к моменту окончания учебы умения в этой области будут незаменимы.
Если студенты не всегда хотят учиться, то работать они хотят всегда. Слова «студент» и «подработка» стали почти синонимами. В этом отношении подобные центры — лучшие кандидаты на развертывание так называемого «оффшорного» программирования. Такая работа могла бы не только стать поддержкой для преподавателей и студентов, но и спрямить последним дорогу на будущее рабочее место.