дает пользователю возможность обращаться ко всем этим приложениям с экрана своего ПК
Пользователь проверяет свою электронную почту, наводит справки о котировках акций компании, узнает о том, когда у него выходной, и получает заказы от потребителей — и все это через браузер, работающий на его настольной системе.
Такова intranet следующего поколения, также называемая корпоративным порталом. Как отметила Бриджит Лич, аналитик компании Giga Information Group, «в этой ситуации браузер становится приборной доской для выполнения повседневных задач».
В обязанности корпоративного портала входит доставка на настольную систему важной информации как извне, так и изнутри компании. Он также отфильтровывает большую часть посторонней информации, в частности тысяч страниц intranet, предназначенных для других пользователей, или же посторонние сообщения электронной почты, адресованные сотрудникам других подразделений.
Сложная задача
Порталы, выполняющие такие задачи, создать крайне сложно. Хэдли Рейнолдс, аналитик компании The Delphi Group, отметил, что корпоративные порталы требуют использования восьми разноуровневых технологий (см. врезку). Уайн Экерсон, аналитик компании Patricia Seybold Group, считает, что производители должны наделить свои системы способностью работать как минимум в 15 функциональных областях — тогда их можно будет назвать подходящими. Именно многоуровневость и многофункциональность усложняют создание порталов. Портал — это не просто страница Web с множеством ссылок на интересующие потребителей узлы. На самом деле это страница, которая предлагает пользователю данные как из структурированных источников, таких как базы данных, электронные таблицы и приложения планирования корпоративных ресурсов, так и из неструктурированных источников, то есть со страниц Web, из документов и электронной почты. Портал включает в себя механизм поиска и огромное количество распределенных по категориям и классифицированных списков множества страниц размещаемой в intranet информации.
Он может содержать новости, получаемые извне, и даже продукты групповой работы, которые позволяют сотрудникам совместно реализовывать проекты. По мнению Рейнолдса, возможность обращаться к столь различным источникам из одного окна являет собой новую модель настольных вычислений.
Не стоит искать легких путей
Мнения аналитиков относительно того, какой объем работ необходимо проделать производителям, чтобы организовать в компании корпоративный портал, сильно расходятся. По мнению Рейнолдса, «простые решения появятся через много лет, сегодня же готовых порталов не существует». Однако многие производители предлагают подобного рода решения, основываясь на собственном опыте, полученном на рынке. В своем недавнем отчете Экерсон писал: «Первые образцы большинства бизнес-продуктов, реализующих порталы, представляют собой лишь слегка обновленные версии продуктов, которые называют инструментарием управления знаниями или управления документами». По его словам, ощутимых усовершенствований стоит ожидать к концу этого года.
Энн Джин-Бланк, инженер компании Caterpillar, подчеркивает, что об интересе производителей к корпоративным порталам свидетельствует анализ таких продуктов, как Verity/ Dataware Technologies? Viador и Plumtree Software. Порталы, по ее мнению, могут оказаться дорогим удовольствием. Только на оплату лицензий на программное обеспечение, которые стоят от 10 до 20 долл. на пользователя, компании Caterpillar, где работает около 65 тыс. человек, придется потратить миллионы долларов.
Таким образом, Рейнолдс считает, что создание хорошего корпоративного портала не под силу даже самому лучшему администратору Web-ресурсов. Компании, которые пытаются самостоятельно организовать порталы, могут потратить на этот проект много лет, а потом, когда портал будет наконец создан, окажется, что он давно устарел.
Краткое описание |
Из чего состоит портал?Корпоративные порталы могут включать в себя несколько уровней разнообразных технологий, что значительно усложняет их создание. Презентация. Стандартные технологии представления в Web, такие как HTML, JavaScript и апплеты или Cascading Style Sheet, плюс технологии визуализации данных, такие как Web OLAP, которые запускают в браузере приложения, в частности, модуль просмотра электронной почты. Персонификация. Агенты, которые фильтруют информацию для конкретного пользователя. Они способны определить ту область, которая может заинтересовать пользователя, проанализировав его работу. Совместная работа. Технологии групповой работы, такие как дискуссии, переговорные сессии и библиотеки проектов. Обработка. Такие технологии, как интерактивные транзакции, которые представляют собой механизмы различных бизнес-процессов и документооборота. Публикация и распространение. Хранение документов в переносимых форматах, таких как Portable Document Format, а также механизмы публикации и подписки или другие средства «принудительной доставки» информации. Поиск. Механизмы полнотекстового поиска и инструментарий, который позволяет искать определение документов и другое информационное наполнение. Распределение по категориям. Инструментальные средства для создания и поддержки категорий. Категории, ориентированные на различную аудиторию, должны отличаться друг от друга, то есть представлять одни и те же документы и данные различным образом. Интеграция. Инструментальные средства для доступа к распределенным источникам информации, таким как реляционные базы данных и пакеты планирования корпоративных ресурсов, а также инструментальные средства, которые импортируют информацию из внешних источников, к примеру, новости и котировки акций. Индексы структурированных и неструктурированных данных из файловых систем, серверов Web и электронной почты. Источник: The Delphi Group |