Выставка «Управление» занимает особое место в ряду компьютерных выставок
В отличие от других подобных мероприятий, ориентированных главным образом на ИТ-менеджеров либо на широкий круг массовых потребителей, «Управление» — это место, где руководители предприятий и организаций, как коммерческих, так и бюджетных, могут познакомиться с новыми методиками управления и с инструментами, которые помогают их реализовать. Нынешняя, третья по счету выставка «Управление ?99» подчеркнула направленность имиджа этого мероприятия.
Как рассказали сотрудники компьютерных компаний, работающих на стендах, среди посетителей выставки в основном встречались руководители предприятий и организаций, представители органов власти, в меньшей степени — ИТ-менеджеры и студенты. Это целевая аудитория для тех, кто представлял на «Управлении ?99» свою продукцию и услуги: поставщиков ПО, консультантов, учебных центров. Очень важно, по мнению участников, чтобы с их продукцией знакомились руководители предприятий, ведь именно они являются непосредственными потребителями и пользователями управленческих технологий, в том числе основанных на ИТ. Очевидно также, что информационные технологии нужны не столько ИТ-менеджерам (как средство получения ими хлеба насущного), сколько бизнес-менеджерам — тем, кто делает бизнес, используя ИТ в качестве инструментального средства. Собственно, именно бизнес-менеджеры платят за информационные системы, за их функциональность, а кто платит, тот, как известно, заказывает музыку, в том числе в области ИТ.
Здесь присутствовали, пожалуй, все ведущие поставщики делового ПО, за исключением компаний SAP и «Парус». Был свой стенд и у Microsoft, которая в последнее время нечасто балует общественность самостоятельным участием в подобного рода мероприятиях. Подавляющее большинство участников рассматривали свое присутствие на выставке как имиджевый и выгодный в плане завязывания новых контактов шаг. Правда, о возможных контрактах экспоненты говорили неохотно, ссылаясь на то, что их заключение — дело отнюдь не самой близкой перспективы. Складывалось впечатление, что преобладающим мотивом участия в выставке был все же имиджевый интерес. Впрочем, как отметил представитель департамента маркетинга корпорации «Галактика», есть у участников еще один важный мотив: исследование рынка, точнее, «изучение системы категорий, координат, в которых мыслят потенциальные пользователи». Сотрудникам компьютерных компаний это очень важно знать, чтобы представлять себе логику мышления заказчиков и на основе этого более эффективно строить свою работу с клиентами.
Много разных мыслей «летало в воздухе» во время проведения круглых столов «Управления ?99». Прозвучала, например, тревога по поводу сильной зависимости отечественной ИТ-индустрии от западных технологий, прежде всего от платформ и инструментария. Когда разработка столь важных компонентов находится в чужих руках, всегда остается в душе место для сомнений по поводу возможных «закладок» и «жучков», коварно заложенных разработчиками по указке спецслужб своих государств на случай, если страна — потребитель этих технологий вдруг окажется врагом государства, их производящего.
Отмечалось также быстрое развитие отечественной ИТ-индустрии. С одной стороны, это одна из наиболее перспективных отраслей экономики, в принципе есть неплохие перспективы для экспорта наших ИТ, это может принести неплохие доходы как разработчикам, так и государству. С другой — отрасль ИТ значительно обгоняет реальные потребности рынка. Спрос на управленческие и информационные технологии, безусловно, есть, но многие новинки востребованы слабо. Только-только начала вырисовываться тенденция к закупке не столько компьютеров или прикладных систем, сколько конкретных решений, помогающих более эффективно вести бизнес. Пытаясь сформировать спрос, компьютерные компании вынуждены заниматься массой несвойственных им вещей, начиная с «расшивки» платежей и заканчивая обучением руководителей предприятий основам современного менеджмента. Как долго может длиться такое состояние и как оно отразится на ИТ-индустрии, непонятно.