Директор ИС о факторах, оказывающих влияние на получение устойчивой прибыли
Роберт Борлик: «Не стоит тратить силы на борьбу за понравившийся вам внешний вид экранного интерфейса» |
Компании SuperValu и Richfood исповедуют одну и ту же стратегию бизнеса. И та и другая в свое время активно приобретали конкурирующие сети супермаркетов. В прошлом году им обеим пришлось продать часть активов, не имевшую принципиального значения для дальнейшего ведения бизнеса. А что можно сказать о схожести их информационных систем?
Если говорить о бизнес-модели, то Richfood и SuperValu очень похожи. Но мне трудно сказать, какое конкретно влияние на изменение общей стратегии оказало слияние с той или иной компанией. Инициатива у нас всегда исходила от высшего руководства, затем процесс постепенно охватывал сотрудников, находившихся на других уровнях иерархии. Самое главное, чтобы любой работник на своем месте делал все возможное для достижения конечной цели. Необходимо наметить для себя определенные рубежи, чтобы иметь возможность сказать: «Вот направление, в котором мы должны двигаться, и именно эти задачи для нас сегодня наиболее важны». Не стоит тратить силы на борьбу за понравившийся вам внешний вид экранного интерфейса или за установку каких-то конкретных моделей терминалов.
Допустим, вы приобрели компанию, которая имеет хорошую информационную систему. Как принимается решение о том, какую технологию выбрать в качестве стандарта?
Прежде всего следует ответить на вопрос: имеет ли смысл встраивать одну систему в другую? SuperValu и Richfood имеют дело с одними и теми же бизнес-задачами, но это вовсе не значит, что они работали с одними и теми же программами. Мы приняли решение установить единый набор базовых приложений. Поэтому задача заключается не в том, как объединить одну систему с другой, а в том, как перейти к использованию единого набора приложений.
Все, что нам нужно, — это выбрать из уже имеющихся приложений лучшие, то есть найти оптимальный вариант.
С чего вы начинаете?
Это сложный вопрос. Начинать нужно с определения требований, предъявляемых бизнес-планом компании. Для нашего бизнеса, да в общем-то и для всей отрасли, характерен весьма небольшой процент прибыли, поэтому необходимо работать очень эффективно. Наиболее удачная, на мой взгляд, модель — это единый набор приложений и хорошо управляемые системы, которые позволяют быстро реагировать на изменения рыночных условий.
Какие моменты наиболее важны при рассмотрении возможности объединения систем и во время реализации такого проекта?
Если компания проводит достаточно дальновидную политику, она стремится заручиться поддержкой ИТ-специалистов. Очень часто в процессе оформления сделки заключается соответствующее соглашение, и квалифицированные сотрудники приглашаются в информационную службу предприятия. Нас с самого начала считали частью общей команды, поэтому мы имели возможность тщательно спланировать процесс перехода и осуществить его на практике.
Как оценить окончательный вариант объединенной системы еще до заключения сделки?
Любое столкновение противоборствующих сторон не обходится без дворцовых интриг. Поначалу все идет очень тяжело, поскольку вся информация, имеющаяся в вашем распоряжении, состоит в том, что сделка юридически оформлена. Но в то же время есть возможность анализировать сведения, поступающие сразу из нескольких источников, поэтому вы получаете достаточно четкое представление о том, что происходит в действительности.
Какой совет вы могли бы дать руководителям информационных служб, которым приходится переживать процесс слияния компаний?
Убедитесь в том, что компания выбрала правильную стратегию бизнеса. Если вы не видите конечной цели, то не сможете ее достичь. Установление полного контроля над информацией, безусловно, очень важно, но нужно также четко представлять себе, что следует делать с этой информацией.
Побеседуйте с представителями приобретаемой компании и убедитесь в том, что вы преследуете общие цели. Недостаток достоверной информации разобщает отдел, а вам ведь не хочется потерять эксперта, который пришел из другой компании. Совершенно ясно, что вы зависите от этих людей в гораздо большей степени, чем от системы как таковой. Каждый раз, когда штат информационной службы пополняется высококвалифицированными специалистами, вы делаете еще один шаг вперед. Добиться этого непросто, потому что они считают себя ущемленными в правах, ведь их компания вошла в состав другой, более мощной.