Наш еженедельник года два назад уже обращался к теме наполнения отечественного рынка оборудованием и дисками DVD. Мы посчитали, что читателю интересно будет узнать, какие изменения произошли за это время. Оказалось, они носили скорее количественный, нежели качественный характер.
![]() |
Почувствуйте разницу. Единственный программный продукт на DVD, имеющийся в настоящее время на прилавках наших магазинов, — «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ?98» полностью соответствует «Большой энциклопедии ?98», выпускаемой на четырех компакт-диск |
![]() |
Торговые площади, отведенные в магазине «Пурпурный легион» для торговли импортными и отечественными DVD-дисками |
Не стоит на месте и компьютерная индустрия. За 80-100 долл. можно купить привод DVD-дисков, устанавливаемый в компьютер аналогично приводу обычных компакт-дисков. За 150-200 долл. предлагаются так называемые комплекты DVD-Kit, в которые, помимо привода, добавлена плата аппаратного декодера MPEG 2. К вопросу о разнице в воспроизведении DVD-дисков на специализированном проигрывателе и на ПК мы еще вернемся.
Во-вторых, существенно расширился ассортимент фильмов, перенесенных на DVD. Ими торгуют не только специализированные музыкальные магазины, такие как культовое место сбора коллекционеров — «Пурпурный легион», но и секции многих универмагов (ГУМ, ЦУМ и т. д.). Причем наличие DVD-дисков перестало быть прерогативой московских торговых точек. Многие российские фирмы, занимающиеся дублированием и тиражированием фильмов, реализуют свою продукцию через сеть дилеров в регионах. Традиционно велик интерес к DVD-дискам и на известных столичных рынках — «Митино» и «Горбушке». Цены здесь ниже, но не намного. В любом случае весь диапазон укладывается в 15-30 долл. При этом цена зависит не столько от того, где приобретен диск, сколько от того, что на нем записано. Новые и зрелищные фильмы стоят дороже. Диски российских компаний, либо выпускающих по лицензии западные фильмы, либо переносящих на DVD фильмы российские, как правило, оцениваются в 25-27 долл. В целом продукция российских производителей несколько дешевле западных — это можно объяснить тем, что у нас не «пишут» новейшие зарубежные фильмы, лицензии на которые дороги.
В то же время даже беглый взгляд на прилавки магазинов позволяет сделать вывод, что большинство выставленных дисков — американского производства. Соотношение ассортиментов российских и зарубежных дисков можно оценить как 1:5 или даже 1:10. Причины все те же — в Америке фильмы на DVD-дисках выходят одновременно с вариантом на видеокассетах с двух-четырехнедельной задержкой после премьеры в кинотеатрах.
По оценкам российских издателей и продавцов, в настоящее время выпущено порядка 150-170 наименований дисков отечественного производства. Именно столько их находится, по словам Владимира Солгалова, заместителя директора «Пурпурного легиона», в ассортименте этого магазина. Много это или мало? Ответить на сей вопрос достаточно аргументированно могут только люди, серьезно занимающиеся этим бизнесом. Например, Twister Digital Video (так с недавних пор называется выделившаяся из «Тивионики» компания, связанная с цифровыми дисками) является зачинательницей выпуска DVD-дисков на нашем рынке, и 40 из имеющихся нынче программ — именно ее производства. Так вот, сославшись на Анну Беляеву, директора Twister, скажу: если учесть, что реальные тиражи дисков были выпущены и начали продаваться прошлым летом, это, конечно, немало.
В настоящее время в России активно занимаются DVD (читай: выпускают или продают диски в этом формате) около десяти компаний. Наиболее известны среди них Twister Digital Video, DVD-Group, Videogram, West-multimedia, «Видеосервис» (дистрибьютор дисков Columbia TriStar в России) и «Крупный план». Эти и другие компании объединились в DVD Alliance, некоммерческую организацию, цель которой — способствовать продвижению новой технологии на наш рынок.
Общее число проданных в России DVD-проигрывателей сейчас оценивается примерно в 25-35 тыс. Точные цифры назвать не представляется возможным, так как много аппаратов ввозится по «серым» каналам, «челноками» и т.п. И на всех них продается около 2000 российских дисков в месяц. По словам Беляевой, сейчас нельзя говорить о прибыльности бизнеса по производству DVD-дисков. Деятельность Twister ведется в расчете на грядущий рост покупательского спроса. А пока все определяется объемами продаж дисков, как основного компонента бизнеса. Хотя количество продаваемых дисков постоянно растет, абсолютные цифры пока невелики и увеличиваются не слишком быстро.
Негативно отразился на продажах DVD-дисков и прошлогодний кризис. После августа 1998-го спрос упал, хотя не в такой пропорции, как на прочие сопоставимые товары — компакт-диски и видеокассеты, так как обладатели DVD-проигрывателей, как правило, достаточно состоятельные люди. В январе началась новая волна роста спроса, а в марте был даже пик продаж. За этот месяц в Twister Digital Video было реализовано столько же дисков, сколько за все лето прошлого года. После весеннего оживления наступило традиционное летнее затишье, вновь сменившееся осенним всплеском интереса к DVD-дискам. Сейчас дисков продается вдвое больше, чем в июле или августе.
Так или иначе, объем продаж вернулся на докризисный уровень, но надо помнить, что за это время в несколько раз расширился и ассортимент. А значит, тираж каждого конкретного диска раскупается медленнее. Вообще информация относительно тиражей очень противоречива. Например, сотрудники компании DVD-Group (ее диски продаются под торговой маркой Amalgama) говорят о 5-7 тыс. для рядовых программ и 9-10 тыс. для наиболее популярных. А Марина Филатова, координатор DVD Alliance, считает более реальным тираж в 1-3 тыс. для большинства программ и до 5 тыс. для «блокбастеров».
Не обошли стороной новую технологию и производители нелицензионной продукции. Так, несколько месяцев назад появились первые диски с русским переводом, который озвучен хорошо знакомым нам по пиратским видеокассетам гнусавым голосом. По цене они сопоставимы с легальной продукцией российских компаний, но, вероятней всего, вскоре подешевеют. Правда, и раньше диски с «левым» переводом можно было приобрести в «Митино» и на «Горбушке», однако перевод был записан не на самом DVD-диске, а на прилагаемом к нему мини-диске. Предполагалось, что владелец «домашнего кинотеатра» достаточно богат и увлечен новинками техники, чтобы иметь приставку для прослушивания мини-дисков. В таком случае он просто соединял ее выход со входом ресивера АС-3 и получал не разрушающий общую звуковую картину перевод, идущий по центральному каналу. Подобное решение применяется практически с момента появления DVD-дисков на отечественном рынке. В настоящий момент переводы на мини-дисках в «Пурпурном легионе» стоят 10-12 долл.
Сейчас возможности как покупателей, так и продавцов «серых» дисков еще больше расширились. В Internet появились несколько Web-серверов, на которых выложены переводы к наиболее популярным фильмам в формате МР3. Не стоит, наверное, повторять, что доступны переводы к самым популярным и свежим фильмам. Так что владельцы персональных компьютеров получают некоторое преимущество, выигрывая как по деньгам, так и по времени. Им достаточно купить американский или европейский DVD-диск с фильмом и найти в Internet файл с переводом.
А приобретение таких дисков, похоже, никогда в России проблемой не было, хотя западные производители дисков и аппаратуры (по крайней мере ведущие) являются членами международного консорциума DVD и соблюдают условия деления мира на зоны. Напомню, о чем идет речь. Дело в том, что по решению международного консорциума вся планета разбита на шесть зон. Проигрыватель, выпущенный для зоны 1 (США и Канада), не воспроизведет диск, продающийся во второй зоне (Европа и Япония), и наоборот. Территории бывшего СССР, почти всей Африки и части стран Азии отнесены к зоне 5. По идее, такое решение было призвано защитить интересы правообладателей и предотвратить проникновение дисков по «серым» каналам. Однако вновь повторилась ситуация, которая сложилась с программным обеспечением, защищенным от копирования. Находятся умельцы, которые эти ограничения преодолевают. Только в случае с DVD-дисками защита снимается с самого проигрывателя. Если раньше такую услугу предлагали долларов за 50 торговцы на рынках, то теперь проигрыватели со снятой защитой, ставшие мультизонными, продаются в салонах. По словам продавцов московских магазинов, некоторые производители, официально поставляя аппараты в нашу страну, снабжают их инструкцией, содержащей описание, как отключить контроль зоны диска. При предпродажной подготовке эту операцию проделывают и в самих магазинах. Некоторые пошли еще дальше. Часть моделей DVD-проигрывателей JVC и Toshiba позволяют выбрать зону диска при помощи пульта дистанционного управления. Снизились расценки и на услуги умельцев с «Горбушки». Они берутся «раскодировать» любой проигрыватель в среднем за 20 долл. В общем, для желающих нет никаких технических препятствий на просмотр любого продающегося у нас диска.
Но кроме владельцев DVD-проигрывателей, просмотр фильмов, записанных в этом стандарте, могут позволить себе и большинство владельцев персональных компьютеров. Как уже отмечалось, цены на DVD-дисководы вполне доступны. Правда, несмотря на изобилие моделей разных компаний, российские сборщики компьютеров не торопятся делать DVD-дисковод стандартным устройством в своих ПК. Но готовы установить его по требованию и «в присутствии» заказчика. В этом плане ситуация принципиально отличается от той, которая сложилась на западных рынках, например в Европе, где уже около половины новых компьютеров продается с предустановленными дисководами DVD.
Нельзя сказать, что подобное отставание устраивает как производителей, так и дистрибьюторов. Некоторые из них предпринимают активные действия для популяризации приводов DVD. Очень активна в этом отношении компания Creative Labs. Ею производятся не только DVD-дисководы, но и платы аппаратной декомпрессии MPEG 2, и акустика, включающая в свой состав помимо пяти колонок еще и ресивер с декодером АС-3. Мартин Киндлер, региональный менеджер Creative Labs по Восточной Европе, утверждает, что компания готова в ближайшее время начать активные маркетинговые акции по продвижению оборудования DVD собственного производства на российский рынок. Он считает, что следующий год будет периодом взрывной активности российских покупателей, и продажи DVD-дисководов возрастут в десятки раз. Чему в немалой степени будет способствовать снижение цен на младшие модели приводов. Аналогичное мнение высказал и Юрий Пустовойт, менеджер отдела стратегического маркетингового планирования штаб-квартиры Samsung Electronics по странам СНГ и Балтии. Да, сейчас о сколько-нибудь значительных продажах говорить не приходится, но Samsung весьма пристально относится к нашему рынку и не перестает анонсировать на нем свои новинки. Например, на «DVD-Шоу ?99» корейский электронный гигант представил весьма интересное устройство — дисковод DVD SM-304, который совмещает в себе и функции пишущего привода для дисков CD-R и CD-RW. Такое решение может стать очень привлекательным для тех покупателей, которые захотят быстро и без особых хлопот существенно модернизировать свой домашний компьютер. Появление дисковода SM-304 на рынке ожидается в начале 2000 года.
Не отстают и дистрибьюторы. В частности, компания RRC, знакомая многим как ведущий поставщик сетевого оборудования (в первую очередь — модемов), начала продвижение DVD-дисководов производства компании Pioneer. По словам менеджера компании Дениса Анненкова, в RRC полагают, что уже в обозримом будущем DVD будет комплектоваться большинство компьютеров старшего класса. RRC уже заключила ряд ОЕМ-соглашений с крупнейшими отечественными сборщиками. Говоря о динамике, Анненков отметил, что с начала сотрудничества с Pioneer в марте обороты по оборудованию DVD увеличиваются на 20-25% ежеквартально.
Чем же отличается просмотр DVD-фильмов на ПК от их воспроизведения на специализированном проигрывателе? Для декомпрессии видео, записанного в стандарте MPEG 2, необходим аппаратный декодер, устанавливаемый в ПК. Но большинство современных ПК, имеющих процессор Celeron 300A или более мощный, позволяют использовать программные проигрыватели DVD, осуществляющие декомпрессию без применения специализированных плат. В настоящее время рынок предлагает несколько таких программ, находящихся в разной стадии доводки и обеспечивающих различное качество. К программным решениям, не использующим особенности установленной видеоплаты, относятся Mediamatics DVDExpress, Xing DVD Player, CyberLink PowerDVD и Software Cinemaster (производства Quadrant International). Эти проигрыватели обеспечивают воспроизведение фильмов на экране монитора или его вывод (при наличии данной функции у видеоплаты) на телевизор. Со звуком дела обстоят несколько хуже. Обычный стереозвук будет присутствовать в любом случае, а вот многоканальный — не всегда. Чтобы услышать полноценный объемный звук АС-3, необходимо иметь звуковую плату с цифровым выходом SPDIF и подключить его к внешнему ресиверу с декодером стандарта Dolby Digital 5.1. Но при наличии звуковой платы на основе процессора Vortex2 и программы Zoran SoftDVD можно получить окружающее звучание через четыре колонки. К сожалению, Zoran SoftDVD не работает с популярными звуковыми платами Creative SBLive! и SBLive!Value, также имеющими два линейных стереовыхода.
![]() |
Строго и элегантно — домашний театр от Revox |
Еще одним специализированным проигрывателем, использующим особенности «железа», является ATI DVD Player. Он входит в комплект видеоплат компании ATI Technologies и опирается на функции видеопроцессора Rage 128. Кстати, Zoran SoftDVD также ориентирован на работу с продукцией этой компании. Интересным свойством видеоплат на процессоре Rage 128 является то, что в них на аппаратном уровне поддерживаются основные функции, влияющие на качество и скорость воспроизведения видео в формате MPEG 2. Это наложение, «компенсация движения» и обратное преобразование Фурье. Частичной поддержкой этих функций (только «компенсации движения») обладают устройства на основе S3 Savage, TNT2 и ATI серии Xpert.
При воспроизведении DVD-дисков программным проигрывателем зону диска можно выбирать. Но, например, в Software Cinemaster это можно сделать только пять раз. Существует и программное решение, позволяющее снять ограничение. Оно называется DVD Region Selector. Версия 1.93 этой утилиты доступна в Сети и дает возможность пользователям Software Cinemaster менять зоны неограниченное число раз и использовать цифровой выход SPDIF звуковой платы Creative SBLive!.
Фактором, сдерживающим использование DVD-дисководов для просмотра фильмов, пока остается только стоимость самих дисков. Многие участники рынка DVD в России считают, что диски должны и будут дешеветь. Но пока этот процесс идет весьма медленно. И это при себестоимости производства DVD-дисков, равной примерно 4 долл. при тираже 1000 штук; сюда входит стоимость самого диска и короба, а также расходы по доставке тиража в Россию. Да и оптовые цены, как правило, не превышают 15 долл.
Так что отечественные производители DVD-дисков работают почти в одинаковых финансовых условиях с западными коллегами. Как сообщил нам директор немецкой компании CD-ROM & Video CD Service (занимающейся предоставлением услуг по тиражированию DVD и продажей самих заводов по производству DVD-дисков) Семен Матушевич, стоимость услуг европейских заводов выглядит следующим образом. Производство партии дисков DVD 5 (односторонний однослойный) стоит 3,70 долл. за штуку при партии в тысячу экземпляров и 2,98 долл. при увеличении тиража до полутора тысяч. Кроме этого типа, фильмы выпускаются еще на двух видах дисков. Это DVD 10 (двусторонний однослойный) и DVD 9 (односторонний двухслойный). Расценки на их производство, естественно выше. Аналогичные партии DVD 10 стоят 6,40 долл. и 3,99 долл. соответственно. DVD 9 при заказе тысячи штук обойдется по 5,99 долл. за диск. Это в Германии. При размещении заказа в Америке он обойдется несколько дешевле. А самое дешевое производство — на Тайване.
Что же, кроме диска с фильмом, может вставить в свой DVD-дисковод владелец компьютера? К сожалению, выбор у него невелик. Единственный программный продукт на DVD, имеющийся в настоящее время на прилавках магазинов, — «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ?98», выпускаемая компанией «Кирилл и Мефодий». По словам Алексея Локоткова, исполнительного директора компании «Кирилл и Мефодий», эта версия продается с конца прошлого года и полностью соответствует «Большой энциклопедии ?98», выпускаемой на четырех компакт-дисках. Перенос энциклопедии на DVD осуществлен исключительно из соображений удобства использования. В самом деле, гораздо приятнее, когда видеофрагмент, иллюстрирующий статью, доступен сразу, а не требует смены диска. Сыграло свою роль и то, что примерно в середине 1998 года цены на DVD-дисководы опустились до приемлемых величин, выведя эти устройства из разряда экзотики. В настоящее время соотношение продаж версии «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия ?98» для DVD и обычных компакт-дисков составляет примерно 1:10, что, учитывая гораздо большую распространенность приводов компакт-дисков, можно считать хорошим показателем.
Конечно, кризис частично спутал карты, и ожидаемого бума продаж как приводов, так и DVD-дисков не произошло. Но сейчас ситуация постепенно выравнивается, и в планах компании стоит перенос на DVD других продуктов энциклопедической серии. Дальнейшее развитие продуктов, в связи с переходом на DVD, будет происходить в сторону расширения видеоряда и улучшения его качества, равно как и качества звукового сопровождения.
Неторопливость издателей объяснима. Нынешняя ситуация с DVD аналогична той, что была при выходе на рынок компакт-дисков. То есть продажи приводов не растут, так как нет дисков с программами, а диски не выпускают, так как мал парк установленных дисководов. Но сейчас мы не можем представить себе компьютер без привода CD-ROM. Многие компании (Hitachi, например) столь уверены в скором распространении DVD, что уже прекратили производство дисководов для компакт-дисков. Не менее оптимистичны и прогнозы International Data Corp. Наверное, через пару лет мы действительно привыкнем к компьютерам со стандартно установленными дисководами DVD.
Так или иначе, подтверждая высказанную в начале статьи мысль, можно сказать, что качественное изменение на российском рынке DVD за прошедшие два года произошло, хотя и единственное — появился первый программный продукт, который действительно использует преимущества новой технологии.
Не только «игрушечные» приложения |
В настоящее время основным приложением DVD-технологий является сфера развлечений. К примеру, они будут задействованы в новых игровых устройствах Dreamcast компании Sega Enterprises и PlayStation компании Sony. Однако DVD-технологии используются и в более серьезных приложениях. Некоторые автомобильные компании, например, уже заявили о планах оснащения машин DVD-системами. Компания Matsushita Communication Industrial выпустила навигационную систему для автомобиля, оснащенную DVD-плейером. Система впервые предоставила водителю возможность управления голосом: используя встроенный микрофон, он называет место назначения, и на объемной карте местности отображаются окрестности интересующего пункта. Ориентировочная цена системы в зависимости от комплектации (возможен вариант с ТВ-тюнером) составляет от 1900 до 2600 долл. Компания намерена ежемесячно выпускать около 15 тыс. подобных систем. Другим примером использования DVD-технологии являются цифровые видеокамеры. Компания Hitachi разработала цифровую видеокамеру, оснащенную устройством DVD-RAM для записи видеоизображения в формате MPEG2 на 80-мм диски. Помимо DVD-RAM новая камера оснащена устройством кодирования MPEG2 и позволяет хранить на диске видеосюжеты продолжительностью до 30 мин (односторонний диск емкостью 1,5 Гбайт). Разрешение камеры составляет 704x480 пикселов, что обеспечивает качество, сравнимое с цифровыми камерами, в которых используется лента. Масса DVD-камеры не превышает 0,5 кг, а ее розничная цена (менее 1450 долл.) рассчитана на сохранение конкурентоспособности с имеющимися на рынке цифровыми видеокамерами. |
Технология на месте не стоит |
Разработка DVD-технологий уже привела к существенному увеличению емкости оптических носителей. Одно из направлений дальнейших исследований в области DVD — достижение более высокой плотности хранения информации. Поскольку этот параметр возрастает с уменьшением длины волны, усилия разработчиков связаны, в частности, с созданием пурпурно-голубого лазера с длиной волны около 400 нм. Ряд японских компаний уже сообщили о некоторых успешных результатах. Правда, в большинстве случаев камнем преткновения для них пока остается недостаточная стабильность и продолжительность работы источников лазерного луча. Не исключено, что переход на более коротковолновый лазер в следующем поколении DVD-устройств потребует и применения новых материалов для носителей. Поликарбонат, используемый в настоящее время в качестве основного материала для DVD, характеризуется резким снижением пропускной способности при длине волны менее 390 нм. Планы использования источников лазерного луча с длиной волны 400 нм вызывают беспокойство некоторых производителей оборудования для выпуска оптических дисков, считающих, что, имея слишком маленький запас в 10 нм, а также учитывая наличие естественного разброса температур и фактор старения компонентов, они могут столкнуться с трудностями обеспечения необходимого качества дисков. |
Опять этот дефицит |
Хотя в прошлом году рынок устройств DVD-ROM заметно расширился все же, по мнению экспертов IDC, в сравнении с рынком CD-ROM он выглядит «бледно». Согласно данным исследовательской компании, мировые поставки устройств CD-ROM в прошлом году перевалили за отметку 93 млн. штук, в то время как для DVD-ROM этот показатель вплотную приблизился к 6 млн. Как полагают в IDC, OEM-производители уже готовы встраивать накопители DVD-ROM в персональные компьютеры, однако их сдерживает дефицит этих устройств. В текущем году возможность неудовлетворенного спроса IDC объясняет ограниченностью поставок оптических головок для чтения DVD-дисков. |