Александр Мендкович, президент сети FREEnet: «Почему нет ассоциации потребителей Internet?» |
Практически все выступающие так или иначе говорили о необходимости новых стандартов. Например, Алексей Шевцов, начальник отдела маркетинга компании «ПараТайп», затронул тему стандартных кодировок для языков России. На территории России живет много разных народов, говорящих каждый на своем языке. Все они хотят иметь возможность хранить, передавать и читать информацию в компьютере на родном языке. Дело осложняется тем, что в России нет стандартов на национальные кодировки, и поэтому каждый системный интегратор делает все самостоятельно.
О другом аспекте стандартизации говорил Юрий Волынский, заведующий отделением Научно-практического центра медицинской радиологии. Телемедицина не только позволяет сэкономить время и деньги для получения квалифицированных консультаций, но и в состоянии помочь российским врачам выйти на международный рынок.
«Многие больные из-за рубежа готовы консультироваться у наших врачей, поскольку у нас это будет стоить дешевле, а качество консультаций не уступает западному», — утверждает Волынский. Однако вновь встает проблема стандартов. Как организовать дистанционное обследование? Как оптимизировать объемы передаваемых при этом данных, чтобы получить всю необходимую для принятия решения информацию? Кто будет отвечать в случае возможной ошибки? На эти и другие подобные вопросы должны ответить стандарты, причем не только российские, но и международные.
Волновали выступающих и менее «технологичные» темы. Как отметил Николай Гаврюшкин, доцент Московской духовной академии и главный редактор «Богословского вестника», Internet не является обществом. Для любого общества характерны присутствие инициализации, формирование у членов общества общих культурных ценностей и наличие органа самозащиты. Хотя в Internet есть определенный механизм инициации, Сеть не навязывает никому своих ценностей и не имеет органа самозащиты, которым может быть ассоциация потребителей Internet. Гаврюшкин назвал современное информационное общество «обществом посетителей поликлиник». Да, они встречаются в определенном пространстве, но не имеют общих целей и задач.
Артем Шадрин, координатор «Российской сети информационного общества», не хочет смириться с таким положением дел. Он считает, что современные органы власти полностью находятся под контролем богатых людей, и Internet может помочь создать более открытые механизмы правового регулирования. Его концепция «электронной демократизации» построена на основе сетевой модели общественной организации, которая позволяет обсуждать законопроекты через Internet. Однако, по данным социологических исследований, в российской Сети больше богатых, чем в реальной жизни, поэтому «демократизации» может и не получиться.
Отсутствие ясной цели развития Internet в России является препятствием для привлечения инвестиций международных фондов. По словам Александра Дремайлова, президента Музейной ассоциации по документации и новым информационным технологиям, международные фонды стараются не противоречить национальным интересам государства. Они готовы вкладывать деньги в российские проекты, но поскольку нет единой государственной политики по Internet, они не могут точно определить, в какие именно проекты нужно вкладывать деньги. Таким образом, отсутствие единой национальной политики и стандартов существенно замедляет развитие информационного общества.