Документация в информационном обществе: электронное делопроизводство
Проблема перехода от бумажного к электронному документообороту волнует государственных чиновников |
Система государственного управления и ее документооборот (делопроизводство) — одна из самых консервативных сфер человеческой деятельности, складывающаяся даже не годами — веками. Это справедливо и для России, несмотря на множество политических перипетий в ее современной истории. Поэтому, даже имея хорошую оснащенность компьютерами, органы госуправления пока не очень активно осваивают новые технологии автоматизации документооборота и сильно отстают в этом отношении от делового мира, где значительная часть деловых операций реализуется в электронном виде. Однако и в той и в другой сфере остается открытым вопрос — что же такое электронный документ, электронное делопроизводство и электронный архив. Найти ответ или по крайней мере приблизиться к решению этой проблемы — такую задачу ставила перед собой Международная научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе: электронное делопроизводство и электронный архив», в шестой раз организованная Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).
Как отметил председатель оргкомитета конференции, заместитель руководителя Федеральной архивной службы России Владимир Еремченко, очень важно понять, создается ли в результате применения компьютеров какое-то новое качество управленческого труда. Сможет ли электронный документ полностью заменить бумажный или же компьютеры, даже объединенные в сеть, являются всего лишь средством создания, хранения и передачи информации. А если сможет, то в какой степени, применительно к каким видам и категориям документов. Причем эти вопросы актуальны как в отношении непосредственно делопроизводства, так и в отношении отбора и передачи документов на новых носителях на постоянное хранение в государственные архивы. Исследования, которые регулярно проводит Росархив в федеральных органах власти, на сегодняшний день не обнаружили такой электронной документации, которая содержала бы важные сведения, но не дублировала бы бумажный источник. Это означает, что в сфере госуправления еще нет либо доверия, либо настоящего умения организовать реальный электронный документооборот.
Как следовало из докладов юристов и работников государственных органов, беда отечественного управленческого аппарата в отсутствии единой концепции электронного документа. Возникает своего рода «лоскутная автоматизация» — термин из области автоматизации производства, оказывается, применим и к сфере госуправления, поскольку совместить результаты работы информационных систем Думы и Совета Федерации, например, почти невозможно. Они по-разному понимают, что такое электронный документ и как он должен быть оформлен. Значит, необходимы программные продукты, которые будут следовать определенному, единому для всех органов стандарту работы с документами. Выступивший на конференции советник аппарата СФ Евгений Орлов предложил для решения этой проблемы создать центр, который будет способствовать автоматизации государственной деятельности на основе общего представления о государстве как операционной системе, то есть совокупности типовых процедур в различных органах власти.