Гай Кавасаки: «Чтобы выжить в качестве полноценной бизнес-среды, Internet необходимо расширять свою функциональность и повышать производительность» |
Многие отмечают как позитивный, так и негативный характер тенденции переноса всей деловой активности в Сеть. В чем, по-вашему, заключается ее истинный смысл?
Всякий, попавший однажды в Internet, раз и навсегда заболевает Сетью. Точно так же сотни лет тому назад вся Европа была без ума от тюльпанов. Скептики говорят, что любая компания должна обязательно включить в свое название хотя бы одну точку, выбросить уйму денег и преобразоваться в открытое акционерное общество.
Позитивная тенденция заключается в том, что переход к именам с точками в определенной степени отражает новый способ существования: отказ от лишних ртов, не приносящих прибавочной стоимости; отток денежных ресурсов из кредитно-финансовых институтов на неорганизованный рынок ссудного капитала; получение более полной информации об ассортименте и ценах (Amazon.com), о качестве (The Motley Fool) и стоимости акций; бесплатное и практически неограниченное повышение мощности и пропускной способности.
Пока мы не видим неоспоримых доказательств преимуществ Internet как среды для бизнеса. Лишь начинающим Web-компаниям удается получить требуемое финансирование. Но чем объясняется факт поддержки инвесторами фирм, работающих в Сети: модой или особой прозорливостью?
Кто смеет утверждать, что Сеть не доказала своих преимуществ? Я, к примеру, нисколько не сомневаюсь в ее исключительной роли. Когда Digital Equipment, Data General и Wang начинали свою деятельность, большинство людей тоже считали компьютеры всего лишь бесполезной забавой.
Действительно, рынок Internet еще не окреп, а компании, пытающиеся построить свою работу на голом энтузиазме, не подкрепленном зрелыми бизнес-моделями, испытывают определенные трудности. Но ведь ни одна революция еще не обходилась без жертв, поэтому вполне естественно, что инвесторы теряют деньги. Чтобы выжить в качестве полноценной бизнес-среды, Internet необходимо расширять свою функциональность и повышать производительность.
Были ли оправданны с экономической точки зрения инвестиции в General Motors в те годы, когда извозчики обслуживали 99,99% потребностей в транспортных услугах? Что лучше: вложить доллар в акции Internet-компании и наблюдать за тем, как стоимость этих акций сначала взлетает до 100 долл., а затем падает до 50, или инвестировать тот же доллар в ценные бумаги компании, специализирующейся на одной из традиционных сфер деятельности, и довольствоваться прибылью в 10 центов лишь потому, что «мода» на Internet кажется вам преходящей?
Но ведь упомянутые вами компании, которые занимались производством мини-компьютеров, ушли в небытие. Что же произошло?
Они не смогли выйти на очередной виток спирали. Разработчики зациклились на совершенствовании мини-компьютеров для своих постоянных клиентов. А между тем появилась новая категория пользователей, отдавших предпочтение ПК. Они предъявляли к вычислительной технике уже совершенно другие требования, в которые мини-компьютеры вписаться не сумели.
Кстати говоря, тех динозавров Internet, которые не сумеют приспособиться к меняющимся условиям, тоже ждет небытие.
Относятся ли перспективные идеи всецело к области Internet или Internet является просто сферой приложения хороших начинаний в бизнесе?
Странный вопрос. Представьте себе 60-е годы и вашу реплику, отнесенную к тому периоду: «Являются ли информационные системы всего лишь одним из механизмов реализации удачных деловых идей или же реализовать эти идеи в отрыве от компьютерных технологий невозможно?» Internet проникает в любые сферы бизнеса. Не нужно противопоставлять Internet и успешный бизнес. Речь в данном случае идет о необходимой предпосылке: применение Internet-технологий является обязательным условием успешного ведения дел.
До сих пор возможности Internet направлялись большей частью на повышение эффективности выполнения привычных операций. Все это напоминает компьютеры той поры, когда появился VisiCalc. С помощью Internet удалось увеличить объемы продаж, но всем этим по-прежнему ведали люди.
Истинные масштабы изменений стали ощущаться лишь после того, как с помощью инструментов Internet стало возможно решать недоступные прежде задачи. Тогда-то и проявился воочию рост интереса к Сети.
Вы можете привести пример?
Что можно сказать о продаже информации через Web? Обратите внимание на компанию InfoRocket (в настоящее время она является одним из клиентов Garage.com). Она формирует рынок — своего рода электронный аукцион — информации. Одни люди присылают запросы на получение сведений, которые они готовы оплачивать. Другие отвечают на эти запросы и выставляют счета.
К примеру, предприниматель хотел бы уточнить, какие вопросы ему следует предложить к обсуждению с группой своих консультантов. Он готов заплатить за совет 20 долл. Джейн Доу просит за свои рекомендации 25 долл. А опытный адвокат из юридической конторы мирового класса раздает советы уже за 100 долл. Его предложение предваряется примерно таким вступлением: «Моими услугами уже пользовались eToys, Amazon.com, Netscape и Yahoo, и я готов предоставить вам исчерпывающий ответ, основываясь на 20-летнием опыте работы в Кремниевой Долине».
Но в Web и так имеется достаточное количество совершенно бесплатной информации, поэтому люди будут выкладывать деньги за подобные сведения лишь в самом крайнем случае. Не так ли?
Неужели, если вам нужно узнать телефонный номер абонента в Нью-Йорке, вы станете рыться в пяти бесплатных книгах? Мне кажется, гораздо лучше сразу получить исчерпывающий ответ, чем узнать о существовании 25 источников, где этот ответ можно найти.
Какие шаги могут предпринять компании, занимающиеся традиционным бизнесом, для того чтобы использовать технологии Internet в своем бизнесе, сохранив при этом стабильность?
Я бы предложил следующее. Во-первых, избавьтесь от идолов. Откажитесь от всего, перед чем вы преклонялись ранее, к примеру, от многоуровневых систем дистрибуции. Хорошим примером такой политики является Dell Computer.
Далее, наберите хорошую команду управленцев. Сеть перестала иметь экспериментальный характер и должна стать одним из факторов (а может быть, и главным) успешного продвижения вперед.
Не бойтесь потратить на решение этих задач большие деньги. Вложения могут исчисляться миллионами. Попытки обойтись в Internet скромными суммами просто несерьезны.
Подберите нужных людей. Они не смогут пройти через металлоискатели в аэропорту, поскольку многие из них — энтузиасты пирсинга. Они ездят на работу на велосипеде или на роликовой доске. Во всяком случае, это не те «специалисты», которые лет двадцать тому назад заложили фундамент проблемы 2000 года. Предоставьте им возможность свободно действовать. Купите несколько упаковок кока-колы и чипсов, выгрузите их в миле от вашей штаб-квартиры и поручите им создать предприятие, которое сотрет вашу фирму в порошок. Лучше все-таки быть каннибалом, чем его жертвой.
Чем именно занимается Garage.com?
По своей сути наша компания — gapitalist (придуманный Кавасаки термин gapitalist представляет собой сочетание английских слов gape — свободное пространство и capitalist — капиталист. — Прим. перев.). Мы заполняем пространство между тремя F (friends, fools, family — друзьями, дураками, семьей) и инвесторами, желающими умножить свой капитал. Сумма инвестиций составляет, как правило, от 2 до 3 млн. долл. Мы можем помочь двум парням или девчонкам, вкалывающим в гараже, получить первоначальный капитал, позволяющий им оставить скучную повседневную работу, создать прототип, построить коммерческий Web-сайт и привлечь первых клиентов.
После этого они могут привлечь дополнительные капиталовложения. Мы помогаем начинающим предпринимателям отыскать инвесторов через Internet.
Чем отличается Garage.com от традиционной инвестиционной компании? Определяются ли эти отличия особенностями Internet или же основой успеха являются ваши опыт и прозорливость?
Инвестор располагает определенными финансовыми ресурсами, которые он вкладывает в компании. Используя Internet, мы формируем рынок, на котором предприниматели могут найти инвесторов, а инвесторы — предпринимателей. Таким образом, мы стараемся максимально повысить эффективность данного процесса.
Кроме того, меняется вся философия подобных начинаний. Цель Garage.com заключается в том, чтобы способствовать демократизации венчурного капитала. В этом случае люди, у которых есть хорошие идеи, но нет связей, найдут себе спонсоров, а скромные инвесторы, не имеющие капитала, сравнимого с тем, которым располагают крупные фонды, получат возможность вкладывать деньги в новые, высокорентабельные предприятия.
Приходится ли вам убеждать потенциальных инвесторов в жизнеспособности бизнеса, основанного на Web-технологиях, или они сами приходят к вам, потому что рассчитывают на вашу помощь в выборе наиболее перспективных молодых компаний?
Мы работаем с весьма искушенными инвесторами. Они должны не только прекрасно знать рынок, но и четко представлять себе возможности высоких технологий. Так называемое Предписание D, принятое Комиссией по ценным бумагам и биржам, регламентирует порядок выпуска и продажи частных и незарегистрированных ценных бумаг. Круг инвесторов здесь ограничивается компаниями, которые демонстрируют высокую устойчивость при рискованных вложениях капитала. Нам не приходится тратить время и силы на то, чтобы убедить их в жизнеспособности бизнеса, связанного с Web. Но при этом они хотят получить доказательства жизнеспособности конкретных компаний, с которыми им предстоит работать. Именно так, на мой взгляд, все и должно быть.
Что бы вы могли сказать представителям крупных корпораций, не желающих иметь дел с теми компаниями, которых поддерживает Garage.com?
Я постарался бы убедить их в том, что они сами превращают себя в «фабрики по производству льда».
Что вы имеете в виду?
В начале XIX века широкое распространение получила индустрия добычи льда. Люди вырезали ледяные глыбы из замерзших озер и водоемов, расположенных на севере Соединенных Штатов. Но затем на смену им пришли специализированные фабрики, готовые удовлетворить спрос на лед в любом штате в любое время года. Впоследствии фабрики, производившие лед, были вытеснены компаниями, которые выпускали холодильные установки. Людям больше не нужно было покупать блоки льда, идти за льдом на фабрику или пользоваться услугами того, кто поставляет им лед. Однако ни одна компания не смогла пройти эволюционный путь от добычи льда к промышленному производству льда на фабрике, а в дальнейшем — и к выпуску холодильных установок.
Те корпорации, которые не обращают внимания на бизнесменов, работающих в Internet, напоминают мне фабрики по производству льда. Им срочно необходимо перескакивать на очередной виток спирали, в противном случае их услуги перестанут пользоваться спросом, и они просто-напросто растают, как лед.