Новая информационная система безопасности Кубка Кремля
Идентификация посетителей на Кубке Кремля в действии |
Один из примеров их применения — системы безопасности, регламентирующие доступ конкретных лиц в различные зоны охраняемого объекта. По словам менеджера компании «Пилот» Андрея Скворцова, штриховое кодирование является для этих целей самым дешевым — а потому и наиболее популярным у российских заказчиков — способом идентификации личности.
Причина популярности штрихового кодирования объясняется не только меньшей стоимостью расходных материалов и оборудования, но и иными достоинствами этой технологии. В частности, при работе со штрих-кодами применяется более мобильное и удобное в обращении оборудование, чем, например, в случае использования магнитных карт.
В прошлом году компания «Пилот» реализовала проект информационной системы безопасности для теннисного турнира «Кубок Кремля», основанной на технологии штрихового кодирования.
Как сообщил директор по маркетингу компании Андрей Хаустов, замысел возник в результате анализа существующих приложений для терминалов сбора данных. Прообразом проекта послужила действующая с 1994 года автоматизированная контрольно-пропускная система, управляющая доступом на территорию спортивного центра, где проходят соревнования Уимблдонского теннисного турнира.
Система предназначена для контроля доступа специальных категорий лиц (игроков, тренеров, журналистов, обслуживающего персонала и др.), проходящих на турнир не по купленным входным билетам, а по специальным пластиковым карточкам-пропускам. При аккредитации на них печатается имя, фотография владельца и идентификационный код, в котором зашифрована исчерпывающая информация о нем и его праве на доступ в ту или иную зону безопасности (арена, раздевалка, пресс-центр и т. п.).
Учитывая опыт Уимблдона, в «Пилоте» решили продемонстрировать возможности улучшения работы служб безопасности на объектах, связанных с проведением массовых мероприятий.
Кубок Кремля — самый близкий к Уимблдону спортивный турнир в России, однако его выбор для апробации системы безопасности принципиального значения не имел. Тем более что в спортивном мире опыт Уимблдона не уникален: аналогичные системы управления доступом развертывались, к примеру, во время проведения чемпионата мира по легкой атлетике и Олимпийских игр.
Скорее это объясняется большей заинтересованностью руководителей турнира: ведь организация службы безопасности — один из факторов, влияющих на рейтинг турнира в рамках ATP (Ассоциации теннисистов-профессионалов), а использование информационных технологий способно повысить имидж турнира в целом. Не последнюю роль сыграли и финансовые возможности организаторов «Кубка».
Для реализации проекта было решено использовать оборудование, зарекомендовавшее себя на Уимблдоне. В первую очередь это — мобильные терминалы сбора данных компании Denso, оснащенные CCD-сканером штрихового кода. По словам Хаустова, эти устройства компании выгодно отличаются от терминалов сбора данных со встроенным CCD-сканированием, предлагаемых другими производителями, своей функциональностью и простотой.
Однако в отличие от Уимблдона, где использовались терминалы серии 3000 с оптическим интерфейсом контактного типа (BHT-3041 и BHT-3045), в проекте «Пилота» задействованы более современные модели серии 6000 (BHT-6045 и BHT-6047), оснащенные базовой оперативной памятью большей емкости и инфракрасным портом.
Что касается программной части проекта, то, как сообщил Хаустов, ее разработка длилась в течение четырех месяцев силами трех специалистов. Нельзя сказать, что реализация проекта начиналась с нуля: к тому времени у «Пилота» уже были определенные наработки, и речь скорее шла фактически о модификации некоторого прототипа системы под требования администрации Кубка Кремля.
Основой информационной системы безопасности стала база данных по всем карточкам-удостоверениям, хранящая код и категорию каждой карточки, даты начала и окончания срока ее действия, имя, фотографию и статус владельца (определяющий условия доступа в любую из зон безопасности), а также служебную информацию.
Система ведет учет операций по созданию, корректировке, активации и дезактивации каждой карточки, а также перемещений ее владельца через контрольно-пропускные пункты (КПП) с указанием времени и зоны безопасности.
По признанию Хаустова, ни «Пилот», ни служба обеспечения безопасности «Кубка Кремля» четко не представляли себе, какой эффект может дать эта система. Между тем опыт Уимблдона подсказывал, что ее использование даст ряд преимуществ.
Во-первых, система позволяет наладить эффективную работу службы аккредитации, значительно сокращая временные и людские затраты на оформление и проверку карточек-удостоверений и обеспечивая высокую пропускную способность при полном исключении ошибок со стороны персонала службы охраны.
Во-вторых, она позволяет собирать статистические данные о посещаемости во время турнира различных зон безопасности и оптимизировать контрольно-пропускной режим, концентрируя сотрудников охраны на наиболее критичных участках.
Вот один пример, иллюстрирующий достоинства системы. Согласно регламенту Кубка Кремля, игроки могут бесплатно пользоваться специальным баром. Но если они выбывают из турнира, то автоматически лишаются возможности посещения бесплатного бара. До введения системы было очень сложно проконтролировать правомочность посещения бара конкретным игроком: персонал мог это сделать только одним способом — запомнив выбывших игроков в лицо. С введением информационной системы процедура контроля упростилась: соответствующие изменения статуса игрока мгновенно отображаются в базе данных.
Несмотря на то что подделка карточек-удостоверений в принципе возможна, сжатые сроки проведения Кубка Кремля практически исключают это, тем более что для выпуска поддельного удостоверения необходимо по крайней мере соучастие владельца одной из действующих карточек.
На нынешнем Кубке Кремля использовалась вторая версия информационной системы безопасности. Она появилась в прошлом году как результат корректировок, выполнявшихся группой разработчиков по ходу турнира. Единственным нововведением стало незначительное изменение схемы перекрытия зон безопасности, которое потребовалось после анализа службой безопасности прошлогодней статистики посещения турнира.
Кроме того, оценив возможности системы, организаторы турнира позаботились об улучшении условий работы сотрудников службы аккредитации, предоставив им более просторную и лучше освещенную комнату для размещения двух рабочих мест. В 1998 году эти места располагались в разных помещениях: в одном делали цифровые фотографии и заносили их в компьютер, а в другом печатали и выдавали карточки со штрих-кодом. В результате на изготовление одной карточки уходило в среднем от трех до пяти минут, а иногда эта процедура растягивалась до 10-15 минут. На последнем турнире с момента фотографирования и до выдачи карточки проходило не более двух минут.
Как полагает Хаустов, существенные изменения системы могут потребоваться в следующем году, поскольку уже принято решение об одновременном проведении женского и мужского турниров. Следовательно, увеличится и количество кортов, и число самих участников, и игровое время.
Для сотрудников службы аккредитации это будет означать необходимость создания дополнительных рабочих мест (до трех-четырех) и использования более быстродействующей техники, в частности для выпуска карточек. Если применявшиеся в 1999 году принтеры Privilege 300 и Privilege 400 компании Zebra Technologies печатали двустороннюю карточку за минуту, то для будущего турнира потребуются устройства, способные печатать за минуту две такие карточки.
Говоря о перспективах развития системы, Хаустов заметил также, что ее возможности оценили не только в службе безопасности Кубка Кремля: системой заинтересовались и другие службы, например бухгалтерия и отдел маркетинга турнира. Возможно, она будет перенесена также на другие спортивные турниры.
Конечно, имеются и иные — «неспортивные» сферы приложений подобных проектов. Причем для обеспечения большей защиты системы безопасности от подделок возможно, к примеру, использование двухмерного штрих-кода, информационная емкость которого в сотни раз превышает емкость обычного линейного штрих-кода. Благодаря этой особенности в двухмерный код можно включить и фотографию, и изображение отпечатка пальца владельца.
Пресса под присмотром
Система безопасности позволяет генерировать любые статистические отчеты о посещаемости зон безопасности различными категориями аккредитованных лиц. Как заметил Хаустов, наиболее регулярно запрашиваются отчеты по журналистам. В 1998 году служба безопасности сделала экспресс-анализ работы пресс-центра и пришла к выводу, что многие журналисты, получив аккредитацию, фактически на турнире не присутствовали. В 1999-м соответствующий анализ показал более высокую явку представителей прессы. Наверное, это объясняется тем, что журналисты знали, что находятся под присмотром.
Стой, кто идет?
При прохождении через КПП аккредитованные лица предъявляют свою карточку-удостоверение сотрудникам службы безопасности, которые оснащены мобильными терминалами BHT6045. В память этих устройств предварительно заносится информация о правах доступа различных категорий аккредитованных лиц.
Сотрудник службы безопасности с помощью мобильного терминала сканирует штрих-код и после необходимых проверок устройство выдает звуковое и текстовое подтверждение о правомочности пересечения владельцем карточки границы зоны безопасности. Одновременно в память устройства заносится запись, регистрирующая дату и время входа в зону безопасности, номер зоны, штрих-код карточки и контрольный статус.
В функции старших сотрудников службы безопасности входят систематическая корректировка списка аккредитованных лиц, хранящихся в терминалах BHT6045, а также сбор информации с КПП о перемещениях посетителей зон безопасности в единый файл, который передается затем в центральный компьютер системы. Для выполнения своих функций они пользуются терминалами.