В № 48 еженедельника Computerworld Россия за прошлый год была опубликована статья о конференции «Перспективы технологии печати», организованной компанией Lexmark. В этом номере завершается публикация материала, посвященного этой конференции

Зачем же создавать твердую копию, имея информацию в электронном виде, лучше приспособленном для всех видов ее обработки?

По мнению исполнительного вице-президента Lexmark Тома Лэма, ответ простой: люди настроены на использование бумаги, она — часть их образа жизни. В более широком смысле можно назвать бумагу интерфейсом между человеком и технологией.

Склонность людей к бумажным документам объясняется и физическими ограничениями существующего способа восприятия текста с экрана монитора. По данным исследователей, твердую копию можно прочитать в среднем на 30% быстрее, чем электронный текст.

Принтер будущего по версии cпециалистов Lexmark и исследователей Университета штата Кентукки

Это объясняется, в частности, необходимостью постоянного скроллинга текста (поскольку экран может показать одновременно, как правило, не более двух страниц) и плохим разрешением текста в электронном формате по сравнению с напечатанным вариантом.

Правда, специалисты Microsoft уверены, что смогут снять эти ограничения, и считают, что в 2020 году 90% всех книг станут электронными. Осенью прошлого года компания объявила о планах поставки программного обеспечения, которое предназначено для улучшения восприятия электронного текста. Однако решение Microsoft сможет лишь немного повысить качество текста на традиционном ЭЛТ-мониторе. Поэтому основные усилия компания направляет на улучшение читаемости документов на ЖК-дисплеях.

В этом случае, как заметил Лэм, открывается большой простор для усовершенствований, поскольку даже наилучший на сегодня ЖК-дисплей способен обеспечить качество отображения, эквивалентное печати с разрешением около 120 точек на дюйм. Между тем даже самый недорогой струйный принтер Lexmark (в США он продается дешевле 50 долл.) позволяет печатать с разрешением 1200 точек на дюйм.

Но главная роль печати заключается в том, что люди до сих пор лучше всего усваивают информацию, читая напечатанный текст.

Таким образом, сегодня разумнее говорить не об отказе от бумажных документов, а об изменении способов и мест их создания, а также форм доступа к информации и ее доставке.

В последнее время наметилась тенденция, согласно которой печать информации отдаляется от ее создателя и приближается к местам ее потребления. Например, вместо того чтобы покупать книгу в магазине, можно не выходя из дома получить через Internet ее электронную копию, а затем уже напечатать на принтере. Причем можно распечатывать книгу по мере прочтения.

Как считает Лэм, симпатия людей к твердым копиям приведет к тому, что возможности их получения появятся в самых разных устройствах. Например, в холодильнике, который будет хранить список находящихся в нем продуктов и сможет печатать по требованию памятку для похода в магазин за покупками.

Да и сами принтеры получат доступ к миру электронной информации. Первый шаг на этом пути уже сделан: Lexmark анонсировала специальную опцию для лазерных принтеров, которая позволяет загрузить любимые Web-адреса пользователя в принтер, сохранить их там и затем печатать информацию из Internet в автономном от компьютера режиме.

Учитывая, что, по прогнозу International Data Corp., к 2002 году будет продано примерно 56 млн. «интеллектуальных» устройств с возможностью доступа к Internet, в светлом будущем печати сомневаться пока не приходится.

Офисные принтеры сейчас...

Конечно, конференция, организованная Lexmark, не могла обойтись без демонстрации технологических достижений компании. С этой целью была развернута, в частности, экспозиция струйных и лазерных принтеров, включая самые новые, анонсированные на конференции. Среди представленной продукции — шесть моделей монохромных лазерных принтеров с производительностью от 12 до 35 страниц в минуту, в том числе и широкоформатное печатающее устройство (формата A3).

...и через 20 лет

Однако наибольшее внимание среди экспонатов, пожалуй, привлекли стенды, на которых была представлена концепция идеального офиса будущего. Специалисты Lexmark совместно с исследователями Университета штата Кентукки создали модель, демонстрирующую обстановку офиса и оборудование, которое, по их мнению, будет использоваться через 20 лет.

Как считают дизайнеры, одним из главных требований к офисной мебели станет возможность приспособить ее под физиологические данные конкретного человека. Кроме того, изменятся и материалы, из которых она будет изготавливаться.

Вполне логично в этой футуристической обстановке смотрелся и принтер будущего. У него тоже есть изюминка: он сам изготавливает материал (возможно, это будет целлюлоза), на котором затем и печатает.

Чернила - двигатель бизнеса

Так оценил один из высших менеджеров роль расходных материалов в развитии Lexmark. Бизнес-модель компании построена таким образом, что она получает основную часть прибыли именно за счет продажи картриджей для лазерной и струйной печати. Причем объем продаж расходных материалов растет гораздо более высокими темпами (в среднем ежегодно на 108%) по сравнению с объемом продажи самих печатающих устройств (рост — 20% в год).

Наметившаяся тенденция в будущем может только усилиться, особенно для струйных принтеров, стоимость которых в последние годы снижалась очень динамично. Так, по данным Lexmark, если ежегодное увеличение объема продаж в штучном выражении составило 80%, то в денежном выражении достигло лишь 50%.

Специалисты компании видят два перспективных направления развития технологий печати: высокопроизводительные сетевые лазерные принтеры и недорогие струйные печатающие устройства.

Темпы развития лазерных устройств пока несколько выше (15% в год), чем для струйных принтеров (13%), и, по мнению Dataquest, до 2002 года ситуация сохранится. Правда, возможно, такое положение изменится скорее, чем предполагают прогнозы, поскольку, по словам представителей Lexmark, жизненный цикл струйных принтеров в настоящее время оценивается в два-три года, а применение лазерных моделей рассчитано на три — пять лет.


Lexmark и Kodak - дружба навек?

На конференции было объявлено о намерении Lexmark и Eastman Kodak расширить долгосрочное сотрудничество в области разработки и маркетинга новых цифровых устройств. Осенью 1999 года этот тандем анонсировал Personal Picture Maker — недорогой струйный принтер (его розничная цена в США — около 150 долл.) с возможностью печати фотографического качества. Для привлечения большего числа покупателей на произведенном Lexmark устройстве нанесены логотипы обеих компаний.

В отличие от аналогичных моделей для печати цифровых фотографий на Personal Picture Maker не требуется подсоединять принтер к персональному компьютеру. Он оснащен устройством карт памяти формата CompactFlash и Smart Media, а также встроенным программным обеспечением, позволяющим, например, размещать на фотографии сопроводительный текст. Принтер имеет ЖК-панель, где отображаются различные опции управления процессом печати.

Personal Picture Maker ориентирован главным образом на домашних пользователей, увлекающихся цифровой фотографией. Специалисты Lexmark рассматривают этот сегмент рынка как один из главных стимулов развития принтерных технологий.

Партнерство с Kodak — не первый шаг Lexmark в перспективную область цифровой фотографии. В Европе компания имеет, к примеру, опыт совместной работы с компанией Agfa: в рамках этого сотрудничества пользователям предлагался комплект из струйного принтера и сканера. По словам менеджера по коммерческим операциям экспортного отдела европейского офиса Lexmark Дирка Доппельфельда, это принесло хорошие результаты.

Есть ли планы продажи подобных комплектов в России? Как сообщил Доппельфельд, на сегодняшний день таких планов нет, поскольку компания пока не видит здесь большого спроса на фотопечать. Кроме того, по его словам, предлагая комплекты принтера с цифровой камерой или сканером, следует очень тщательно проработать вопросы технического обслуживания.


Мона Лиза сможет улыбаться каждому...

... пользователю струйных принтеров Lexmark. Два года назад на аналогичной конференции было объявлено о сотрудничестве с компанией Disney Interactive. По условиям соглашения новые струйные принтеры Lexmark, рассчитанные на домашнее применение и предназначенные для продажи на европейском рынке, комплектовались дисками CD-ROM, на которых были записаны изображения персонажей мультфильмов, созданных в студии Уолта Диснея. Эти изображения можно было использовать для создания поздравительных открыток, закладок для книг и другой печатной продукции.

На нынешней конференции никто о союзе с Disney Interactive почему-то не вспоминал. Возможно, это свидетельствует о том, что американская культура не всегда успешно прививается в Старом Свете. (Кстати, как сообщили информационные агентства, прошедший год оказался для парка аттракционов «Евродиснейленд» под Парижем, где проходила конференция Lexmark двухлетней давности, весьма неудачным в финансовом плане из-за низкой посещаемости.)

А может быть, причина просто в том, что современные струйные принтеры с разрешением 1200 точек на дюйм позволяют печатать гораздо более насыщенные деталями изображения по сравнению с довольно простыми образами героев диснеевских мультфильмов.

Как бы то ни было, на конференции было объявлено о стратегическом партнерстве Lexmark с Союзом музеев Франции. В рамках этого проекта струйные принтеры семейства Z будут комплектоваться диском CD-ROM из коллекции Print Gallery. Каждый из таких дисков содержит в цифровом формате 100 репродукций наиболее известных картин, хранящихся как во французских музеях, так и в собраниях других стран мира.